Финансирование государственной службы

Способы финансирования государственной службы — принципиальный вопрос для характеристики такой службы. Ибо тот, кто платит, тот и заказывает музыку. Именно поэтому финансирование государственной службы частными лицами, а также финансирование государственной службы исходя из понятия самоокупаемости государственных органов является для института государственной службы нонсенсом. Если имеет место внебюджетное финансирование государственной службы, надо серьезно анализировать, чью волю выражает данное государство. Частное финансирование государственной деятельности является коррупцией. Этим можно объяснить, почему в некоторых буржуазных странах, например в Великобритании, организация государственной службы находится в ведении Министерства финансов.

Попытки осуществления финансирования государственной службы наравне с финансированием трудовой деятельности за счет средств предприятий и организаций (типичный подход к вопросу в социалистической системе права) в ряде решений Верховного Суда РФ законными не признавались. Пункт 8 Указа Президента РФ от 6 марта 1998 г. № 2652, регулировавшего вопросы денежного содержания федеральных государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, предусматривал, что финансирование расходов на выплату денежного содержания федеральным государственным служащим осуществляется за счет средств федерального бюджета и привлечение на эти цели средств бюджетов иных уровней не допускается.

Статья 18 Закона № 58-ФЗ предусматривает, что финансирование федеральной государственной службы и государственной гражданской службы субъекта РФ осуществляется за счет средств соответственно федерального бюджета и бюджета соответствующего субъекта РФ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Аналогичные положения содержит и ст. 65 Закона № 79-ФЗ.

Итак, в названных статьях провозглашен принцип раздельного финансирования государственной службы в зависимости от того, относится она к федеральному уровню или уровню субъекта РФ. Именно таким образом формулируется один из основных терминов государственной службы — понятие государственного гражданского служащего — в ст. 2 Закона Новосибирской области от 1 февраля 2005 г. № 265-03 "О государственной гражданской службе Новосибирской области, где специально приводится определение термина "государственный служащий": государственным служащим Новосибирской области является гражданин Российской Федерации, получающий денежное ОГЛАВЛЕНИЕ за счет средств областного бюджета Новосибирской области.

Тем не менее в законах ряда других субъектов РФ вводятся правила, в соответствии с которыми государственный служащий области или республики может получать денежное ОГЛАВЛЕНИЕ также за счет средств федерального бюджета.

Вопрос раздельного финансирования государственной службы РФ и государственной службы субъекта РФ является принципиально важным. В финансировании проявляется субъект, от имени которого государственный служащий действует и от которого государственный служащий зависит. Финансирование службы местными властями, а равно именование местной службы государственной службой соответствующего субъекта РФ практически ведет к расколу государства, так как государственные служащие в этом случае выполняют волю не единственного субъекта — государства, Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 21 БК РФ перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.

Бюджет РФ в росписи ассигнований на каждый орган исполнительной власти практически всегда содержит строку о финансировании его аппарата. Обычно расходы ведомственной классификации федерального бюджета включаются в структуру затрат каждого конкретного ведомства в виде строки "Денежное ОГЛАВЛЕНИЕ аппарата" и (или) "Расходы на ОГЛАВЛЕНИЕ аппарата".

Правильное определение субъекта финансирования государственной службы дает возможность найти и надлежащего субъекта ответственности, возникающей из правоотношений финансирования государственной службы.

Ориентация деятельности государственного аппарата на хозрасчет, самоокупаемость не может быть признана правильным пониманием сути государственной службы. Документальное закрепление властями по обращениям граждан юридических фактов, например наличия образования, болезни, собственности, сделки, всегда было предметом осуществления полномочий властей, ОГЛАВЛЕНИЕ которых производилось за счет налогов, а государственная пошлина при этом не являлась компенсацией материальных затрат на выполнение государственной функции. В настоящее время законодательство отражает тенденцию относить эту деятельность к платным услугам. "При отсутствии законодательного определения публичных государственных услуг возникает ситуация приватизации публичной власти и цивилистической деформации публичной власти", — справедливо отмечает профессор Н. М. Казанцев.

ОГЛАВЛЕНИЕ государственного служащего не за счет государственного бюджета, а за чей-либо иной счет ставит страну на грань утраты суверенитета и подпадания под влияние "благотворителя". Например, по сообщению в Интернете, две крупные американские корпорации намерены выделить 3 млн долл. для выплаты зарплаты руководству Грузии. Ранее известный американский финансист Джордж Сорос также пообещал президенту Грузии М. Саакашвили выделить 2 млн долл. сотрудникам госаппарата республики. Страна, отдавшая весь свой бюджет на ОГЛАВЛЕНИЕ двадцатке частных приватизаторов нефти, не может проводить политику иную, чем та, за которую эти нефтеспекулянты платят.

Таким образом, можно сказать, что коррупция — это замена государственного финансирования государственной службы на частное или по-другому — это частное финансирование государственной службы.

Место института государственной службы в правовой системе РФ

Один из учебников по служебному праву, прямо наделяющий институт государственной службы качеством отрасли права, утверждает: "Внимательный научный анализ глубины проблемы правового регулирования государственной службы ставит вопрос именно так: необходим не институциональный, а отраслевой уровень правового регулирования всех отношений, связанных с построением и функционированием системы государственной службы Российской Федерации". Однако это возможно, если только служебное право выйдет за рамки исполнительной власти. Тогда служащие и в Аппарате Президента РФ, и в суде, и в парламенте, а также в прокуратуре, государственных корпорациях и иных государственных образованиях смогут рассматриваться в качестве служащих государству, государственных служащих. Другие же юристы, понимающие предмет административного права как правовое регулирование деятельности только исполнительных властей, рассматривают совокупность правовых норм и отношений, связанных с государственной службой, лишь как институт административного права.

Несмотря на то, что правовой институт государственной службы можно рассматривать и как комплексное явление, он по большинству параметров относится именно к административному праву, составляет его институт. Это совершенно очевидно, когда государственные служащие реализуют свою власть по отношению к гражданам и иным подчиненным субъектам права. Не меняется радикально ситуация и тогда, когда речь идет о самоорганизации власти, об отношениях внутри государственных органов, когда правомерно вести речь о дисциплинарном праве. В обоих случаях имеют место властные отношения, и они составляют предмет административного права.

Известно, что отрасль права, как элемент правовой системы, характеризуется наличием собственных предмета и метода. Если специфического метода нет, тогда совокупность и характер правоотношений и правовых норм можно квалифицировать как институт наиболее близкой отрасли права. В отношении государственной службы таковой является административное право. Институт государственной службы вполне имеет право на самостоятельную учебную дисциплину, а также рассматриваться как отрасль законодательства. Большие перспективы у института государственной службы и как области научного исследования.