Лекция 2. Философский анализ психики или "мелкая философия на глубоких местах"

После изучения данной главы студент должен:

знать

• что психика есть одна из форм отражения среды и управления поведением;

• психика есть открытие субъектом предметных условий своего поля действий;

• порождение образа невозможно без собственной активности субъекта деятельности;

уметь

• анализировать понятия отражения и управления;

• характеризовать понятие "образ";

владеть

• навыками философского анализа психики.

Люди, изучая тень вместо предметов, забыли совсем про предмет, тень которого они изучали.

Л. Н. Толстой

Между крайними точками зрения лежит проблема, а не истина.

В. Гете

Отражение как родовое понятие

В этой главе мы проведем философский анализ психики. С самого начала хотелось бы отметить, что понятие "психика" вводится в психологию двояким образом.

Во-первых, оно вводится как объяснительное – призванное объяснить известные факты учета в своем поведении человеком и животными событий и предметов внешнего мира до реального физического столкновения с ними, т.е. до физического контакта. Первичным фактом для психологии является не наличие какой-то неясной по природе таинственной психики, а способность некоторых живых существ учитывать в своем поведении внешний мир (предметы, события, явления) и считаться с ним при выборе способа поведения и при его осуществлении. Чтобы объяснить эти факты, предлагается знаменитое не только для психологии решение – объект, проявляющий необъяснимое качество или поведение, наделяется особой способностью, которая позволяет понять это необъяснимое (например, так было введено понятие флогистона в горючих веществах). Живые существа, способные к такому поведению, наделяются способностью отражать внешний мир, т.е. душой или психикой, как одной из форм отражения внешнего мира и управления поведением живых существ.

Вы понимаете, что в этом случае психика вводится не как факт, не как реальность или, точнее, не как название реальности, а как объяснительное понятие (теоретический конструкт), призванное как-то интерпретировать и объяснять особенности поведения живых существ, в частности их способность заблаговременного учета условий предметной среды. С помощью такого теоретического конструкта мы получаем возможность объяснить то, что непонятно. Другое дело, что этот теоретический конструкт со временем принимается за название реальности, обрастает массой подробностей, свойств и характеристик, подлежащих изучению и объяснению. Такими же теоретическими конструктами являются и отдельные психические процессы (или функции), и это понимал еще великий русский ученый И. М. Сеченов[2]. Он писал: "Прежнее время, когда участие органов чувств в психике человека сводилось на скромную роль приношения душе ощущений света, тепла, звуков и пр., ответ на вопрос был прост: органы чувств дают душе сырой материал, а переработка его в идейном направлении есть дело психических факторов, и таковыми считаются в обыденной жизни доднесь основные способности души – память, соображение, чувство, ум и воля. С понятиями этими мы до такой степени сроднились и до такой степени привыкли объяснять психические проявления в себе самих, других людях и отчасти даже в животных (приписывая последним в ограниченных размерах чувство, ум и даже род воли), что реальность их большинству людей кажется несомненной. Легко понять, однако, что все, подразумеваемое под названием специальных способностей души, в самом счастливом случае имеют значение гипотез, созданных для объяснения известных циклов явлений, т.е. значение возможных реальностей"[3]. Но эта мысль И. М. Сеченова осталась невостребованной психологией XIX, да и XX в.

Другой способ введения понятия "психика" идет от самонаблюдения человека. Все, в чем мы можем отдать себе отчет, – видение предметов, слушание звуков, речи, ощущение тепла или холода, способность вспоминать и размышлять, – все это воспринимается нами как субъективная реальность, которой мы дали название "психика". А дальше наука и житейское сознание соединяют первое и второе понятия в единое и ставят задачу изучения природы психики, ее особенностей, происхождения и пр.

Два различных понятия, объединенные одним термином, соединяются в единый комплекс, реальность которого уже никем не подвергается сомнению, и уже он диктует науке задачи его исследования. Чтобы не путаться в этом комплексе, давайте временно уйдем от этого понятия и займемся анализом родственного психике понятия – понятия отражения.