Философия Возрождения, Нового времени и Просвещения

В эпоху Возрождения (XV–XVI вв.) культура пережила настоящий революционный переворот, его сутью стало освобождение от диктата религии. В это время появляются светское искусство, светская философия и наука в том виде, в котором она известна нам сейчас. Самые известные философы этого времени – Николай Кузанский, Джироламо Савонарола, Николай Коперник, Эразм Роттердамский, Никколо Макиавелли, Томас Мор, Томмазо Кампанелла, Джордано Бруно, Галилео Галилей и Мишель Монтень. Образец для подражания Возрождение нашло в Античности, мыслители Ренессанса во всем стремились подражать античным философам. Веяния Ренессанса поначалу появились в искусстве, а затем распространились на философию. Главным ее предметом становится человек, а результатом – создание нового идеала личности. Гуманисты Возрождения вслед за античными философами утверждали единство человека и космоса, но вместо подчинения логосу, закону и природе они провозгласили безграничную свободу личности. В это время появляется пантеизм – философское учение, которое отождествляет природу, разум и Бога. Пантеисты считают, что мир во всем своем многообразии вечно порождается безличным богом, который слит с природой и является ее внутренним творческим принципом. Философы Возрождения полагали, что могут познать все законы природы и на их основе управлять миром. Кроме науки, они интересовались магией, алхимией и астрологией. Философская мысль Возрождения подготовила возникновение основных идей Нового времени.

Новое время (XVII в.) знаменуется быстрым развитием естественных наук: физики, химии, астрономии, математики. Это диктует и основную проблему философии, главным становится поиск универсального метода и создание универсальной науки. Новое время провозглашает науку самой важной деятельностью человека, по мнению философов, именно наука может избавить человечество от всех бед и страданий – болезней, нищеты, социальной несправедливости и даже от смерти. Такая наука должна охватывать все, что существует, а ее метод должен гарантировать получение вечной и неизменной истины. Даже сама философия в XVII в. понимается как универсальная система окончательных научных истин, которая будет от поколения к поколению прирастать новыми знаниями и давать ответы на все возможные вопросы.

Фрэнсис Бэкон полагал, что развитие науки позволит человечеству решить все проблемыэкономические, социальные и этические. Философ понимал науку как покорение природы. Бэкону принадлежит реплика, которая в зримой форме выражает идеологию Нового времени: "Природу следует загнать собаками, вздернуть на дыбу, изнасиловать, ее нужно пытать, чтобы заставить выдать свои тайны ученым, ее нужно превратить в рабу, ограничить и управлять ею". Фрэнсис Бэкон задумал масштабную философскую программу "великого восстановления наук", ему удалось создать развернутую классификацию наук и обосновать индуктивный метод.

В философии Нового времени сложились два основных направления: эмпиризм и рационализм.

Представители рационализма (Рене Декарт, Бенедикт Спиноза, Готфрид Вильгельм Лейбниц) утверждали, что истинное знание невозможно получить из опыта, потому что опыт обманывает, достоверное знание выводится из разума, поэтому мышление является главной познавательной способностью человека. Рене Декарт предложил теорию "врожденных идей" для объяснения того, как происходит познание. Источником врожденных идей является бог, но это не Бог религии, а методологический принцип, который выражает модель абсолютного знания и стимулирует человеческое познание. В интеллекте изначально заложены всеобщие и необходимые истины, а само мышление действует наподобие духовного автомата, т.е. "производит" истину по заранее установленным правилам. Достоверное знание выводится дедуктивным путем из абсолютно истинных посылок. Декарт допускал, что знание, конечно, можно получить и из опыта, но опыт приводит к ошибкам и не гарантирует истины и достоверности.

Представители эмпиризма (Фрэнсис Бэкон, Джон Локк, Томас Гоббс), напротив, считали, что источником познания является опыт, а все знания человек получает с помощью органов чувств. Душа человека – чистая доска (tabula rasa), на которой природа пишет свои письмена, т.е. знания. Джон Локк (XVII в.) выступил против теории "врожденных идей" Рене Декарта. Локк утверждал, что все знание происходит из опыта внешнего – данные органов чувств, и внутреннего – рефлексии. Критерием истины также является опыт.

Идеалистическая версия эмпиризма называется субъективным идеализмом. Его представители (Джордж Беркли и Дэвид Юм) отождествляли опыт с ощущениями, поэтому тезис эмпиризма – "все из опыта" – в их интерпретации звучал как "все из ощущений". Аргументы субъективные идеалисты приводили такие. Все, с чем человек сталкивается в опыте, это только его собственные ощущения, ничего, кроме них, невозможно знать. Поэтому человек познает не вещи, как они существуют сами по себе, а только свои ощущения вещей. На этом основании субъективные идеалисты сделали вывод, что философия и наука, признающие существование вещей вне ощущений, строятся на иллюзиях и фикциях ума. Такими фикциями Беркли и Юм считали материю, субстанцию, причину, следствие, необходимость и предлагали отказаться от этих ложных понятий. В конце концов субъективный идеализм привел к солипсизму, утверждающему, что существует только "я" человека, а мир – производное от этого индивидуального сознания.

Идеалу универсальной философии, созданному в Новое время, следовали и философы Просвещения (XVIII в.). Говоря о философии Просвещения, имеют в виду, как правило, идеи французских философов Франсуа Вольтера, Жан Жака Руссо, Дени Дидро, Шарля Монтескье, Жюльена Ламетри, Поля Гольбаха, Клода Гельвеция и др. Дух Просвещения наиболее полно выразился именно во французской культуре, но это явление не ограничивается только пределами Франции.

Просвещение заимствует из Возрождения культ человека, из Нового времени – культ науки и разума, дополняет их верой в неограниченный прогресс, идеей всеобщего равенства людей перед законом и принципом историзма в мышлении. Характерная черта философии XVIII в. – оптимизм. В размышлениях о природе просветители придерживаются принципов детерминизма и механистического материализма. Природа предстает как часовой механизм, который можно разобрать по винтику, а затем вновь собрать в нужном виде. Человек тоже предстает как вещь. Самые характерные примеры в этом смысле – произведение Жюльена Ламетри, которое так и называется "Человек-машина", и высказывание Дени Дидро о том, что мозг вырабатывает мысль, так же как печень желчь.

Но не все просветители были настроены столь радикально, как Ламетри и Дидро. Франсуа Вольтер считал, что сознаниеэто свойство материи, присущее только живым телам, а способностью мыслить материю наделил Бог. Вольтер полагал, что Бог создал мир, но после творения в дела мира более не вмешивался. Такой философский принцип называется деизмом. Деистической позиции придерживались Шарль Луи Монтескье, Жан Жак Руссо и др. Многие философы той эпохи критиковали церковь, но оставляли за религией функцию поддержания нравственности.

Еще одна общая тема философии Просвещения – справедливое и разумное государственное устройство. Многие философы разделяли идею естественного права. Под естественным нравом понимаются права людей, данные им от природы, которые должны выражаться в законах. Веком ранее эту концепцию развивал Джон Локк, но в эпоху Просвещения абстрактная, как казалось, идея стала орудием борьбы против феодализма. Ее продвигали Жан Жак Руссо, Шарль Монтескье, Дени Дидро, Поль Гольбах[1].

Грандиозным культурным проектом Просвещения стала "Энциклопедия, или толковый словарь наук, искусств и ремесел", в ней планировалось собрать и перечислить в алфавитном порядке все достижения и знания человечества. Вдохновителем и руководителем проекта был Дени Дидро, и почти все философы-просветители приняли участие в составлении "Энциклопедии".

Многие идеи Возрождения и Нового времени просветители довели до абсурда. Так, панацеей от всех бед человечества они провозгласили распространение научных знаний. Мысль, что знаниями можно злоупотребить или что они могут быть ошибочными, просветители отвергали. Пафос переустройства жизни на разумных началах в конце XVIII в. обернулся ужасными событиями, сопровождавшими Великую французскую революцию. Именно это историческое событие впервые пошатнуло слепую веру в научный разум и его безграничные возможности.