Философия правового государства И. Канта

Другим крупным мыслителем немецкой классической философии, оказавшим заметное влияние на развитие современных политических идей, был Иммануил Кант.

Биографическая справка

Иммануил Кант (1724–1804), родоначальник классической немецкой философии, является создателем трансцендентального идеализма. В 1740 г. Кант стал студентом теологического факультета Кёнигсбергского университета, однако в центре его интересов находились естествознание, философия, математика. В 1755 г. он начал преподавать в университете, в 1770 г. стал профессором. Кант читал лекции не только по философии, но также по математике, физике, географии, антропологии. В 1786 г. он был избран ректором университета, где преподавал до 1797 г. В развитии философских воззрений Канта выделяют два качественно различных периода: ранний, или "докритический", продолжавшийся до 1770 г., и последующий, "критический", когда он создал свою философскую систему, названную им "критической философией". Эта система была изложена Кантом в "Критике чистого разума" (1781), "Критике практического разума" (1788), "Критике способности суждения" (1790), "Метафизике нравов" (1797) и ряде других работ.

Кант сформулировал основные положения классической теории правового государства, которые сохранили свою силу и значение до наших дней. Согласно Канту, правовое государство, в отличие от деспотического или полицейского, само себя ограничивает определенным комплексом постоянных норм и правил. Вот атрибуты правового государства, по И. Канту ("Метафизика нравов", гл. 10, § 46):

• "основанная на законе свобода каждого не повиноваться иному закону, кроме того, на который он дал свое согласие";

• "гражданское равенство – признавать стоящим выше себя только того в составе народа, на кого он имеет моральную способность налагать такие же правовые обязанности, какие этот может налагать на него";

• "атрибут гражданской самостоятельности – быть обязанным своим существованием и ОГЛАВЛЕНИЕм не произволу кого-то другого в составе народа, а своим собственным правам и силам как член общности". Это значит, что "в правовых делах гражданская личность не должна быть представлена никем другим".

В правовом государстве только законно избранное правительство имеет право применить силу в качестве принуждения. Правительственная монополия на силу означает единый, обязательный для всех порядок, уничтожение неравенства и разнообразия прав, которые зависели бы от социального, наследственного или иного статуса. По справедливому замечанию немецкого правоведа Рудольфа Иеринга, право никогда не может заменить или вытеснить основной стихии государства – силы, ибо слабость власти "есть смертельный грех государства". Однако сила государства законна лишь в том случае, если она применяется в строгом соответствии с правом. Политическая власть должна реализовать право. Что это означает в действительности?

Государство, издавшее закон, обязано уважать этот закон до тех пор, пока он существует и продолжает действовать, хотя оно правомерно его пересмотреть и даже отменить. Это и есть режим законности. Праву здесь отводится роль определения границ свободы. Русский философ И. А. Ильин (1883– 1954) определял правопорядок как "живую систему взаимно признаваемых прав и обязанностей". Отстаивая свои права, человек желает их признания и соблюдения со стороны других людей. Вместе с тем он вменяет и себе в обязанность признавать и соблюдать права других.

Таким образом, правовое государство цементирует не угроза применения санкций, а согласие большинства граждан добровольно исполнять предписания законов. Правовое государство предполагает определенные условия для своего утверждения: народ в целом и каждый гражданин в отдельности должны созреть для восприятия идеи верховенства закона во всех областях человеческой жизни. Важно, чтобы каждый осознал не только пределы своих интересов и прав, но также пределы своей ответственности и обязанности к самоограничению, что приобретается в результате длительного исторического опыта.

Русский философ и историк П. И. Новгородцев (1866– 1924) заметил: если демократия открывает широкий простор свободной игре сил, проявляющихся в обществе, то необходимо, чтобы эти силы подчиняли себя некоторому высшему обязывающему их началу. Свобода, отрицающая начало общей связи и солидарности всех членов общества, понятие власти и авторитета, приходит к самоуничтожению и разрушению основ государственной жизни. Это неизбежно ведет к анархии, а в конечном счете – к той или иной форме деспотизма.

Свобода – это право делать то, что позволяют законы. В правовом государстве законы имеют равную силу для всех членов общества без исключения. Даже величайшие заслуги перед государством не являются основанием для неприкосновенности власти индивидуума. В правовом государстве именно закон служит невидимой границей между коллективом и личностью. И. Кант дал классическое обоснование этому положению: каждый гражданин должен обладать той же возможностью принуждения в отношении властвующего к точному и безусловному исполнению закона, что и властвующий в его отношении к гражданину. Законодатель так же подзаконен, как и отдельный гражданин. Подзаконность государственной власти дополняется признанием за отдельной личностью неотъемлемых и неприкосновенных прав.

• Личные права и свободы – это возможности человека, ограждающие от незаконного и нежелательного вмешательства в его личную жизнь и внутренний мир, призванные обеспечить существование, своеобразие и автономию личности.

Все права, принадлежащие человеку, в равной степени являются личными. Тем не менее в узком смысле слова под личными правами понимается лишь часть прав, непосредственно защищающих личную жизнь и свободу каждого человека. К ним относятся права на жизнь, личную неприкосновенность, уважение, защиту чести и достоинства, свободу совести, неприкосновенность жилища, свободу передвижения и выбор места жительства и др.

Пример

ОГЛАВЛЕНИЕ права на неприкосновенность личности раскрывается в определении исключительных условий, при которых возможны ограничение и лишение свободы, в установлении строжайшего запрета насилия, пыток, жестокого и унижающего человеческое достоинство обращения, в добровольности медицинских, научных и иных опытов в отношении здоровья человека, в реализации презумпции невиновности.

Презумпция невиновности означает, что обвиняемый в преступлении считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность; неустранимые сомнения в виновности толкуются в пользу обвиняемого, а доказательства, полученные с нарушением закона, признаются не имеющими юридической силы.

Политические права и свободы – это возможности человека, обеспечивающие его политическое самоопределение и свободу, участие в управлении государством и обществом. К ним относятся:

• право на объединение; свобода митингов, шествий, демонстраций;

• право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления;

• право на равный доступ к любым государственным должностям;

• право участвовать во всенародных обсуждениях и голосованиях (референдумах) и др.

Пример

Право на объединение (свобода ассоциаций) означает возможность свободного создания политических и общественных организаций, добровольность вступления и выхода из них.

Социально-экономические права и свободы – это возможности личности в сфере производства и распределения материальных благ, призванные обеспечить удовлетворение экономических и тесно связанных с ними духовных потребностей и интересов человека. К числу социально-экономических прав и свобод относятся права на труд, отдых, социальное обеспечение, жилище, право наследования и др.

Пример

Право на отдых состоит в том, что всем без исключения работающим по найму в государственных, общественных или частных организациях гарантируются ограниченная законом продолжительность рабочего времени, еженедельные выходные дни, а также оплачиваемый ежегодный отпуск.

Культурные права и свободы – это возможности человека пользоваться духовными, культурными благами и достижениями, принимать участие в их создании в соответствии со своими склонностями и способностями. К числу таких прав относятся: право на пользование достижениями культуры; право на образование; свобода научного, технического и художественного творчества.

Защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства. Но и гражданин в свою очередь несет ответственность перед государством: он обязан соблюдать законы, платить налоги, сохранять природу и окружающую среду. Защита отечества также является долгом и обязанностью гражданина.

Неприкосновенность личности обеспечивается законными рамками полномочий органов власти правового государства. Принцип неприкосновенности личности дополняется неприкосновенностью жилища и переписки.

Интерпретация

Некоторые идеи и формулы правового государства впервые были законодательно закреплены в Конституции США 1787 г. и в Декларации прав человека и гражданина, провозглашенной Великой французской революцией 26 августа 1789 г. Выделим несколько положений, зафиксированных в Декларации[1]:

• свобода состоит в возможности делать то, что не приносит вред другому;

• закон есть выражение общей воли. Все граждане имеют право участвовать лично или через своих представителей в его создании;

• все, что не запрещено законом, то дозволено, и никто не может быть принужден делать то, что не предписано законом.

В научный оборот термин "правовое государство" ввели немецкие юристы Роберт Моль и Карл Велькер в первой трети XIX в. В России идеи правового государства развивали В. А. Кистяковский, С. А. Котляревский, В. М. Гессен. В современной политической философии концепция правового государства продолжает оставаться одной из самых влиятельных теорий государства и права.