Философия права

Философия права имеет давнюю и богатую историю, однако сам термин "философия права" возник сравнительно поздно – в конце XVIII в. До этого философско-правовая проблематика разрабатывалась преимущественно в рамках учения о естественном праве. Первоначально термин "философия права" ввел в научный оборот немецкий юрист, представитель исторической школы права Густав Гуго (1764– 1844). Широкое распространение это понятие получило благодаря книге Гегеля "Философия права" (1820) [1].

Философия права впервые преподавалась С. Пуфендорфом с кафедры Гейдельбергского университета в 1661 г. под названием естественного права. Ровно через 155 лет лекции по естественному праву в этом же университете читал Г. В. Ф. Гегель.

И. В. Михайловский считал, что философия права должна дать оценку правовой жизни с точки зрения "высших разумно-этических начал", указать идеалы, к которым стремится право. Эта наука, по Михайловскому, учит, что существуют абсолютные начала, на основании которых "можно сделать принципиальную оценку правовых явлений" [2]. Как замечает О. Э. Лейст, философия права "всегда ставила и ставит цель не только оценки действующего права, но и постижения природы и смысла права вообще" [3].

В 1870-е гг. немецкий ученый-юрист Адольф Меркель (1836–1896) вместо философии права ввел термин "теория права", обозначающий науку, которая вырастала из самого права и слагалась из общих частей специальных наук. Во второй половине XIX в. обобщающей наукой о праве становится общая теория права.

Общая теория нрава

Как обособленная совокупность знаний о наиболее общих закономерностях функционирования и развития государственно-правовых институтов общая теория права начала складываться в XIX в. Ранее такой особой науки не было. Таким образом, общая теория права появилась позднее философии права и энциклопедии права, которые в определенном смысле послужили базой и предпосылкой для ее формирования. Возникновению общей теории права предшествовало и способствовало также становление теорий отраслевых юридических наук – гражданского, уголовного нрава, затем государственного права и теорий процессуальных отраслей.

По словам Ф. В. Тарановского [4], изменение предмета и содержания энциклопедии права показалось некоторым ученым столь значительным, что высказано было мнение о необходимости дать обобщающей дисциплине в правоведении новое название – общая теория права, на чем настаивал и Н. М. Коркунов. Он решительно выступал за введение этого нового названия.

Н. М. Коркунов рассматривал философию права и энциклопедию права как подготовительные стадии к образованию одной обобщающей дисциплины – общей теории права. Правоведение, по его словам, обрабатывает практический правовой материал, а затем из этого извлекаются общие основы права и перерабатываются в цельную систему общей теории права [5].

Так или иначе во второй половине XIX в. название "общая теория права", или просто "теория права", было принято в русской юридической литературе.

Формирование общетеоретического знания шло в основном в двух направлениях:

1) путем конкретизации положений, наработанных философией (философией права), политическими, этическими, иными неюридическими учениями;

2) путем обобщения данных отраслевых юридических наук, становление которых шло совместно с развитием общества, законодательства, юридической практики.

В гражданском, уголовном, государственном праве накопилось достаточно много общих проблем, и постепенно их научное исследование обособилось в рамках общей теории права. Да и видные российские специалисты по общим вопросам юриспруденции (во второй половине XIX – начале XX в.) сформировались из представителей отраслевых юридических наук. Так, В. М. Хвостов [6] – историк государства и права, Н. М. Коркунов известен работами и научными исследованиями в области государственного права, Н. К. Ренненкампф и Г. Ф. Шершеневич – цивилисты, как специалист по гражданскому праву начинал свою деятельность Л. И. Петражицкий.