Введение

В современных условиях во всем мировом сообществе, включая Россию, произошли глубокие изменения в общественном сознании. Общество "повернулось лицом" к проблемам прав и свобод человека. В конце XX столетия в России ратифицированы основополагающие международные правовые акты, в частности: Всеобщая декларация прав человека (10 декабря 1948 г.), международные пакты о гражданских и политических правах и об экономических, социальных и культурных правах (16 декабря 1966 г.), Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) и др. Эти международно-правовые документы, иные общепризнанные нормы и принципы международного права и международные договоры РФ включены Конституцией в общую правовую систему России и выполняют в ней приоритетную роль.

В последнее десятилетие обеспечение благополучного и защищенного детства стало одним из основных национальных приоритетов России. В посланиях Президента РФ Федеральному Собранию РФ ставились задачи по разработке современной и эффективной государственной политики в области детства. Проблемы детства и пути их решения нашли свое отражение в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.

Инструментом практического решения многих вопросов в сфере детства стала реализация приоритетных национальных проектов "Здоровье" и "Образование", федеральных целевых программ. Принят ряд важнейших законодательных актов, направленных на предупреждение наиболее серьезных угроз осуществлению прав детей. Созданы новые государственные и общественные институты: учреждена должность Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка, в ряде субъектов РФ создан институт уполномоченного по правам ребенка, учрежден Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Увеличился объем финансирования социальных расходов из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, приняты новые меры социальной поддержки семей с детьми. Впервые в России проведена широкомасштабная общенациональная информационная кампания по противодействию жестокому обращению с детьми, введен в практику единый номер телефона доверия.

В результате принятых мер наметились позитивные тенденции увеличения рождаемости и снижения детской смертности, улучшения социально-экономического положения семей с детьми, повышения доступности образования и медицинской помощи для детей, увеличения числа устроенных в семьи детей, оставшихся без попечения родителей[1].

Особое место в системе правовых норм, закрепленных на уровне международного права и национального законодательства, обеспечивающих реализацию прав и свобод человека и гражданина, а также во всех областях юриспруденции занимают вопросы регламентации правового статуса несовершеннолетних, хотя прямого закрепления их прав в действующей Конституции нет. Указано лишь, что права и свободы могут быть осуществлены в полном объеме по достижении 18 лет. Это позволяет сделать вывод, что несовершеннолетние также могут осуществлять права и свободы, признаваемые Конституцией, хотя и не в полном объеме. Было бы несправедливо выражать в адрес Конституции всякого рода упреки за то, что она прямо не закрепляет правовой статус несовершеннолетних, поскольку детальное правовое регулирование отношений, сложившихся в современном российском обществе, в том числе с их участием, – задача не Конституции, а текущего законодательства. Однако бесспорно и то, что отсутствие в системе права РФ основополагающих норм, устанавливающих принципы, на которых было бы основано определение правового статуса несовершеннолетних, является серьезным недостатком национального законодательства современной России. Наличие этого недостатка сделало бы практически невозможным как системное правовое регулирование всего комплекса общественных отношений с участием несовершеннолетних, так и комплексное изучение правовых отношений, субъектами которых они являются. Как и прежде, до начала 1990-х гг., законодательная регламентация правового положения несовершеннолетних, правоприменительная практика и юридическая наука носили бы фрагментарный характер и решали бы лишь отдельные, особо бросающиеся в глаза правовые проблемы жизни несовершеннолетних в социуме.

Еще до принятия Конституции положение было, что называется, спасено тем, что 20 ноября 1989 г. была принята, а 13 июня 1990 г. – ратифицирована СССР Конвенция ООН о правах ребенка. Значение этого общепризнанного международно-правового документа поистине невозможно переоценить, поскольку с его принятием мировое сообщество, включая Российскую Федерацию, стало воспринимать ребенка как независимую личность, впервые получило полное и четкое представление о том, какие основополагающие права ребенка, обеспечивающие его существование в обществе в качестве личности, а не просто человека как биологического вида, составляют его правовой статус. Можно обсуждать вопрос о том, насколько оправдано провозглашение в ч. 4 ст. 15 Конституции приоритетной роли общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ, однако это ни в коей мере не касается поистине непреходящего значения Конвенции о правах ребенка.

Казалось бы, открывшиеся с принятием данной Конвенции возможности коренного пересмотра подходов к правовому регулированию и научному осмыслению проблем, касающихся правового положения несовершеннолетних, должны сформировать общее понимание этих проблем, внимание и интерес к ним. Однако жизнь показала, что современное российское общество относится к ним весьма неоднозначно.

Представители законодательной власти, правоприменители и научная общественность, осознавшие всю значимость проблем регламентации правового статуса несовершеннолетних, необходимость усиления защиты их прав и интересов во всех сферах жизни общества, уже на протяжении ряда десятилетий предпринимают попытку вызвать к ним общественный интерес, обосновать их остроту, настоятельную потребность и в конечном счете – неизбежность их безотлагательного решения во всех аспектах. При этом возникает необходимость выяснить следующие вопросы:

1) имеется ли объективная заинтересованность общества и государства в усиленной защите прав и интересов несовершеннолетних;

2) существует ли в современной России сформированная система ювенального законодательства, под которым следует понимать совокупность специальных законодательных и подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения с участием несовершеннолетних;

3) соответствует ли отраслевое законодательство, закрепляющее правовое положение несовершеннолетних, конституционным нормам и международным стандартам;

4) каковы особенности правового регулирования общественных отношений с участием несовершеннолетних? В какой мере они учтены в действующем законодательстве о правах несовершеннолетних;

5) какова степень согласованности норм различных отраслей права, закрепляющих правовое положение несовершеннолетних;

6) существует ли целостная концепция правового регулирования отношений с участием несовершеннолетних, т.е. концепция ювенального права? Если такая концепция не разработана, то соответствует ли ее разработка потребностям современного российского общества, имеются ли для этого объективная необходимость и реальные возможности?

Следует констатировать, что эти вопросы должным образом не разрабатывались, хотя словоупотребление "ювенальное право", что называется, у всех на слуху. В учебниках по ювенальному праву, которых, кстати сказать, не так уж много[2], можно найти лишь отдельные теоретические положения; целостной теории ювенального права до настоящего времени пока не создано.

Ответы на указанные выше и множество других вопросов, касающихся правового регулирования всей совокупности общественных отношений, субъектами которых являются несовершеннолетние, предстоит найти будущим представителям юридической науки и практики. В то же время социальные потребности современной России в отношении несовершеннолетних диктуют необходимость выработки не только теоретической модели ювенального права, но и конкретных ювенальных юридических технологий, с тем чтобы вооружить ими правоприменителей, имеющих дело с несовершеннолетними, прежде всего с юными правонарушителями и потерпевшими; иначе говоря, необходима "работающая" теория ювенального права.

Однако для достижения этой благородной цели требуется соответствующий уровень профессиональной подготовки, в чем и видится предназначение настоящего учебника его автору.