Лекция 1. Философия и круг её проблем

Людей всегда волновала тайна мироздания. Те из них, кто приближался к ней, считались

философами. В мировую плеяду интеллектуальных воятелей философского здания вошли Гесиод и Гомер, Конфуций и Фалес, Анаксимандр и Анаксимен, Гераклит и Сократ, Платон и Аристотель, Демокрит и Левкипп, Эпикур и Зенон из Китиона, Зенон Элейский и Цицерон, Тертуллиан и Лукреций Кар, Августин и Дуне Скотт, Фома Аквинский и Пико делла Мирандола, Петрарка и Дидро, Гольбах и Бэкон, Спиноза и Декарт, Вольтер и Монтескье, Юм и Локк, Лейбниц и Руссо, Кант и Гегель, Фихте и Шеллинг, Шопенгауэр и Дильтей, Фейербах и Маркс, Мах и Авенариус, Ницше и Фрейд, Дьюи и Хайдеггер, Гадамер и Рассел, Витгенштейн и Фромм, Хоркхаймер и Ясперс, Ортета-и-Гассет и Леви-Стросс, Фуко и Поппер, Ломоносов и Чаадаев, отец и сын Соловьёвы, И. Киреевский, Страхов и Спекторский, Плеханов и Бердяев, Ильин и Флоренский, Флоровский и Лосев, Франк и Розанов, отец и сын Лосские, Булгаков и Карсавин, Зеньковский и Степун, Солженицын и Волкогонов, Кедров и Фролов... Именно они, а также многие другие представители мыслительного пантиона планеты способствовали становлению и развитию действительно универсального духовного явления — ФИЛОСОФИИ.

Философия — духовная, область человеческой деятельности, наука, мировоззрение, специфический уровень сознания и особый тип мышления.

Философия — духовный универсум общества.

Возникновение философии относится ко времени зарождения мировой цивилизации. Об этом говорят дошедшие до нас письменные источники, начиная с VIII в. до н.э., — древнегреческие, древнеримские, египетские, вавилонские, древнекитайские, древнеиндийские. В частности, "Песнь арфиста", "Беседа господина со своим рабом", "Книга истории", "Книга перемен", "Ригведа", "Самаведа", "Яджурведа", "Атхарваведа", "Махабхарата", "Рамаяна" и ряд других. Античная эпоха стала столбовой для становления философии. Дальнейшее её развитие связано с культурой позднеевропейских эпох, а также христианским вероучением, христианским мировоззрением. Динамику философского знания продолжили мыслители Нового и Новейшего времени, что подтверждают множественные произведения вышеотмеченной плеяды мудрецов планеты.

Появление термина философия в его смысловом значении неслучайно. Первичное толкование философии и иные умозрительные построения в зарождающейся и развивающейся цивилизации отражали суть происходящего вокруг. Человек начинал осмыслять мир и себя в этом мире, поэтому нарекал всё происходящее и окружающее его пространство и процессы в нём понятными ему словами. Любовь к мудрости наших предков положила начало философии, волнующей и по сей день людей в её предметном, духовном значении. Язык древних эллинов соединил два самостоятельных начала в единое целое: — любовь и — мудрость представлялись в нём как "философия", то есть любовь к мудрости, любомудрие. Науковедческая школа, история философии приписывают появление и трактовку этого понятия древнегреческим мыслителям — Пифагору, Сократу и Платону. Однако, если Пифагор с понятием "философ" связывал личность, которая всего лишь любит мудрость, но не является мудрецом (так как истинными мудрецами могут быть только Боги), то у Сократа с понятием "философа" связывалось представление о человеке, который не столько стремится действовать, сколько пытается осмыслить то, что делается, уже сделано и что дало начало происходящему.

Мысль Платона пошла ещё дальше, так как понятие "sofia" в действительности для эллинов было гораздо значительнее, чем только "мудрость". Платон вложил в него более глубокую, по его мнению, сущность — "любовь к истине", "трепетное отношение к идее".

Пифагор Самосский (2-я половина VI в. — 1-я половина V в. до н.э.), древнегреческий мыслитель, математик. Родился на острове Самос в семье зажиточного купца. Учился в Милетской школе Фалеса yero ученика Анаксимандра. Путешествовал по Востоку, в т. ч. по Египту и Вавилону, где познакомился с древневосточной математикой и астрономией, а также негреческими религиозными культами. Был в плену у персов, свободу ему вернул царь Дарий I. Предположительно в 532 г. до н.э., после установления тирании Поликрата, Пифагор покидает Самос и обосновывается в Кротоне (Южная Италия). Там он основывает свою школу — пифагорейский союз, отделения (гетерии) которого распространились по многим городам, а в самом Кротоне была установлена пифагорейская власть. Пифагорейский союз представлял собой форму религиозно-философского братства, члены которого подчинялись жесткой дисциплине. Высшим авторитетом пользовалась ссылка на Пифагора: "Сам сказал!" Сущность всего существующего содержалась, по учению Пифагора, в числе. "Все вещи — суть числа", — главная заповедь учеников-пифагорейцев. Символ единства бытия и материи — 1, символ полярности во Вселенной — 2, "мироправящее" число — 7, Вселенная именовалась числом 10. В мире всё изменчиво, поэтому необходимо понять управляющие им числа и этим познать его строение и закономерности. Числу Пифагор придал универсальное, даже мистическое значение. Применение им чисел давало объяснения в самых различных областях: и в астрономии, и в музыке, и, особенно, в математике. Избранных людей Пифагор именовал математиками, т.е. познавателями. Мистификация числа стала исходным пунктом учения Пифагора о его "музыке сфер", о небесной гармонии. Лучшей геометрической фигурой он считал шар, потому и Земля, по Пифагору, круглая. Он же выделял три образа жизни: чувственный — стремление к удовольствиям; деятельный — к общественному успеху; созерцательный — к мудрости, т.е. высший, который культивирует философия.

Смерть Пифагора связывают с чрезвычайной преданностью его математическим числам, что привело к неприятию его суждений и насильственной гибели; по другой версии Пифагор покончил жизнь самоубийством, после анта пифагорейского восстания и разгона его союза, когда ему было уже за семьдесят и он вынужденно бежал в Метапонт.