Философия Китая

Здесь мы видим совершенно иное отношение к истории. В формировании древнекитайской культуры также существенную роль играет переход "от мифа к логосу", но в Китае сама форма этого перехода была отличной от других народов. Эволюция мифа в Китае пошла по пути своеобразной "рационализации", с помощью вытеснения из него всего, что могло показаться плодом чистого вымысла и фантазии. В результате такого "вытеснения" мифы Китая, как отмечает известный исследователь китайской культуры Л. С. Васильев, постепенно превращались в "полулегендарные повествования о великих и мудрых деятелях прошлого, которым приписывались совершенно конкретные и вполне реальные (без особых чудес и вымыслов) деяния".

В культурной традиции Китая почитание обожествленных предков вытесняет и замещает культ богов, а основой ритуальных обрядов становятся жертвоприношения духам предков и регулярное обращение к ним посредством гаданий. Культ обожествленных предков, прагматическая ориентация гадательных обрядов, отсутствие интереса к абстрактно-метафизическим рассуждениям – все это вело к демифологизации мышления и переориентации внимания на осмысление социально-политических и морально этических проблем. В результате мифология оказывается оттесненной на периферию духовной культуры, а ее влияние постепенно сходит на нет без особого сопротивления. Преодоление мифологического сознания в Китае протекает в форме рационализации мифа и обращения его к осмыслению традиций, норм и правил, обеспечивающих социально- политический и моральный порядок. Главным итогом такой трансформации стало выдвижение на передний план культа великих древних мудрецов, положивших начало традиции, устанавливающей и поддерживающей состояние высшей гармонии в Поднебесной. В условиях если не полного отсутствия мифологии, то, во всяком случае, ничтожной ее роли, это было вполне адекватной ее заменой. В результате в Китае складывается настоящий культ исторической традиции, повышенного внимания к историческому описанию, документальным текстам и свидетельствам.

Главную роль в жизни Китая начинают играть великие правители древности, выступающие эталонными образцами для всех последующих властителей. Они должны были отвечать самым высоким морально-этическим требованиям, поэтому их назначение на пост осуществлялось не по формальному праву первородства, а по мудрому решению предыдущего правителя. Так, например, когда перед полулегендарным правителем Яо встал вопрос о назначении преемника, он отказал своему старшему сыну Чжоу и предпочел одного из дальних родственников – Шуня, обосновав выбор так: "Хотя отец его бестолков, мачеха лжива, а сводный брат

Сян высокомерен, он сумел... жить с ними в гармонии", а значит, он справится и с функцией правителя.

Ориентация на преемственность исторической традиции стала основой китайской философии, и за прошедшие два тысячелетия эта ориентация практически не изменилась. Усилия, затраченные древними мыслителями, создали прочную основу для стабильности китайского государства, обеспечивающую не только его устойчивость, по и возможность регенерации в кризисных ситуациях. Именно благодаря этому Китай продолжает оставаться самой древней из ныне существующих цивилизаций.

Таким образом, можно сказать, что хотя каждая из трех рассмотренных культур совершила самостоятельный переход "от мифа к логосу", результаты этого перехода были неодинаковы. Если философию, возникшую в античной Греции, можно определить как "философию природы", то индийская философия выступает, скорее, как "философия духа", а китайская является по преимуществу "философией истории".