Философия истории

Философия истории отнюдь не однородная дисциплина. В ней может быть полнее всего выражена потребность в рефлексии над историей, в осмыслении того, что такое история.

Хотя авторство термина "философия истории" приписывают Вольтеру, первые опыты философии истории восходят к раннехристианскому автору Аврелию Августину. Философия истории следует общему делению философского знания. Прежде всего, в ней выделяют онтологию истории. т.е. учение об историческом бытии. Помимо чисто философских построений, онтология истории нашла воплощение в различных вариантах теории исторического процесса. Согласно этому подходу, история действительно совершается, происходит — точнее, представляет собой процесс.

Перечислим некоторые вопросы онтологии истории: как происходит история? каковы ее движущие силы, причины, законы? какова роль личности в истории? и др. К понятиям онтологии истории относятся: факт, событие, процесс, эволюция, прогресс, развитие, цель, смысл и т.п.

Нередко в качестве синонима философии истории используют термин "историософия". У него есть и более узкое значение — под историософией понимают религиозную модель исторического процесса. Историософия задается вопросами о смысле истории. В качестве основной ее черты можно назвать признание религии (прежде всего христианства) главной движущей силой исторического процесса. Другие отличительные черты историософии: деление народов на "исторические" и "неисторические", допущение целесообразности и определенной направленности самого исторического процесса и, соответственно, возможности его завершения (эсхатология), критика понятия исторического факта.

Исторической фактичности историософский подход противополагает событийность исторического процесса, наличие в нем смысла. Смысл реализован в истории, он может быть известен (историк, по мнению, например, русского философа П. Я. Чаадаева, должен быть пророком) или исчерпан (отсюда возможность эсхатологической перспективы).

История с историософской точки зрения рассматривается как телеологическая структура, а субъекты исторического процесса (народы, государства и т.п.) часто понимаются по аналогии с живыми организмами.

История, согласно историософской установке, развивается закономерно, но эта закономерность часто принимает вид провиденциализма. Ход истории однозначно предрешен, се смысл и цель заранее определены. Между тем эта определенность задается извне, история монологична.

В историософских концепциях также разрабатываются проблемы исторического процесса, в которых предпринимается попытка обоснования единства истории (реального или идеального). От уяснения этого единства, первооснову которого составляет либо субстанциальная множественность, либо умопостигаемая целостность сама по себе, зависит и решение вопроса о смысле истории. Кроме того, историософский подход проявляется в теургизме, т.е. поиске в истории тайны, подлинного смысла, сокрытого за эмпирическим покровом событий. Историософия предполагает в истории своеобразную "глубину", "смысловое измерение", в которых и определяется ее подлинный ход. Историософский взгляд выносит смысл за пределы исторических событий, однако эта "глубина" не обязательно должна быть постижима смысловым образом. Она может быть иррациональной и алогичной.

Помимо онтологии истории существует гносеология истории, или теория исторического познания.

Круг вопросов гносеологии истории: откуда мы знаем об истории? каким образом познается прошлое? как история нам дана, доступна? и т.п. Гносеология истории обращает внимание на то, что история не только происходит, но и познается.

Реальность истории может ставиться под сомнение — ведь историческое прошлое не является предмет ом нашего опыта, не дано нам непосредственно, не доступно для наблюдения, однако оно не проходит бесследно.

Онтология и гносеология истории не существуют изолированно. Напротив, они тесно связаны между собой, ведь реальность истории раскрывается лишь посредством ее познания. Историческое бытие дано через историческое познание.

Познание истории происходит в форме реконструкции явлений, процессов, структур. Но опять же эта реконструкция не будет по большей части материальной, полнота происшедших событий остается недоступной. Историк предпринимает не физическую, а смысловую реконструкцию исторических событий. Он воспроизводит главным образом смысл происшедших событий, в соответствии с которым и устанавливает связь фактов и зависимость друг от друга самих событий.

Проведенная историком смысловая реконструкция может быть оспорена, поэтому существуют различные реконструкции одного и того же события. Но каждый историк в конце концов приписывает своей реконструкции смысл реальности — как, по его мнению, было на самом деле. Теснее всего гносеология истории соприкасается с методологией истории. На рубеже XIX—XX вв. методология истории нередко рассматривалась как синоним теории исторического познания. Так, например, именно в значении гносеологии истории выражение "методология истории" использовал крупнейший российский теоретик исторической науки А. С. Лаппо-Данилевский.