Введение

Согласно одному из определений транспорта, он представляет собой отрасль, которая "создает полезное пространство"1. Действительно, транспортная система обеспечивает доступность и эффективное освоение территорий и природных ресурсов, связывает между собой регионы производства и потребления продукции, расширяет границы товарных рынков, способствует повышению уровня жизни. Наряду с другими инфраструктурными отраслями — энергетикой и связью — транспорт обеспечивает базовые условия жизнедеятельности общества и представляет собой важнейший инструмент решения социальных, экономических и политических задач.

Транспорт как объект управления чрезвычайно сложен. Это обусловлено переплетением в этой отрасли интересов общества, государства и бизнеса, глубокими различиями между отдельными видами транспорта, территориальной удаленностью взаимодействующих объектов транспортной системы, а также вовлеченностью в транспортную деятельность огромного числа хозяйствующих субъектов, имеющих противоречивые интересы. Поэтому эффективность транспортной системы определяется сочетанием множества технических, организационных, экономических и социальных факторов.

Роль транспорта в социально-экономическом комплексе двойственна. С одной стороны, транспортная инфраструктура и транспортные услуги должны соответствовать потребностям обеспечения регионов, отраслей, экономических связей, наилучшим образом отвечая приоритетам социального и экономического развития.

С другой стороны, транспорт является мощным системообразующим фактором. Появление новых путей сообщения, морских портов, совершенствование транспортных технологий открывает новые возможности для экономики и социальной сферы, влияет на экономическое поведение пользователей транспортных услуг.

Эта двуединая роль транспорта ярко проявилась в последние десятилетия XX в. и в начале XXI в. — в эпоху развития логистики и формирования глобальных цепей поставок. С момента зарождения современной логистики в 1960-е гг. изменения в транспортной отрасли происходили во многом под влиянием тех новых идей и принципов, которые определяли прогресс логистики. В свою очередь, инновации на транспорте открывали новые возможности в сфере транспортного обеспечения логистических систем.

В основе логистического подхода к развитию экономики лежит системный анализ суммарных затрат и выгод, стремление к оптимальному распределению функций, издержек и прибыли между всеми участниками производства продукции и продвижения ее к потребителю. В условиях повсеместного распространения этого подхода в экономике развитых стран в 1970-е гг. на транспорте произошла технологическая революция — сложилась мировая контейнерная система. Контейнеризация стала важной составной частью "спускового механизма" экономической глобализации, обеспечив резкое снижение стоимости морских перевозок. Это позволило ведущим товаропроизводителям начать перемещение своих производств в регионы с дешевыми трудовыми ресурсами, находящиеся за десятки тысяч километров от рынков конечного потребления. В результате производственные и распределительные процессы приобрели поистине всемирный масштаб, что, в свою очередь, породило новые требования к транспортному обеспечению производства и распределения.

В развитых странах логистическая концепция в полной мере распространилась на всю систему взаимодействующих экономических субъектов, предполагая взамен традиционных сделок "на расстоянии вытянутой руки" тесное сотрудничество и партнерство, основанные па организационной, технологической, финансовой и информационной интеграции. От транспортных компаний потребовалось расширение спектра предоставляемых услуг, адаптация транспортных сервисов к требованиям цепей поставок, интеграция транспортных структур в логистические системы. Транспортные средства все чаще стали рассматриваться как "мобильные склады", а транспортные терминалы — как центры концентрации разнообразных логистических услуг. Транспортные системы стали управляться не автономно, а в составе логистических комплексов.

Изменился и характер конкуренции на транспорте. Выиграв конкурентную борьбу за клиента, транспортная компания часто немедленно начинает конкурировать уже в составе цепи поставок, которую она обслуживает, подчиняясь при этом требованиям структуры, управляющей данной цепью. При этом сами транспортные услуги нередко носят интегрированный характер и предоставляются совместными усилиями конкурирующих транспортных операторов.

Неизмеримо выросла значимость интеллектуальной составляющей транспортного обслуживания. Изменилась роль транспортных экспедиторов, которые действуют уже не только как посредники или организаторы транспортного процесса, но и как организаторы процесса товародвижения и провайдеры комплексных транспортных и логистических услуг.

Описанные изменения в полной мере затрагивают и российскую экономику, которая находится на сложном переходном этапе. Задачи интеграции в мировое хозяйство и реализации потенциала страны как одного из полюсов мирового развития решаются в условиях поиска макроэкономических решений, адекватных социально-экономическим и историческим особенностям России. Нашей стране предстоит в короткие сроки преодолеть отставание от наиболее развитых мировых экономик, которое сложилось в ряде секторов, в том числе — в сфере транспорта и логистики. Для этого необходима подготовка новых поколений специалистов, которые смогут применить в отечественной практике наиболее современные идеи, технологии и принципы управления транспортными системами. Авторы надеются, что настоящий учебник будет способствовать решению этой задачи.

Книга рассчитана, прежде всего, на тех, чья будущая профессия связана с использованием транспортных услуг. Особенности транспорта рассмотрены в книге с позиций тех требований, которые предъявляются к транспортировке в современных логистических системах.

Наряду с изложением базовых основ организации и управления транспортом, в учебнике описаны современные принципы транспортного обеспечения логистики. Значительное внимание уделено при этом элементам международного опыта. Во врезках подробно рассматриваются отдельные теоретические вопросы или конкретные примеры практической реализации тех или иных принципов. Для того чтобы читатели смогли получить дополнительную информацию из иностранных источников, многие термины, используемые в тексте, снабжены их англоязычными эквивалентами. Наряду с этим дана характеристика состояния и проблем развития отдельных компонент отечественной транспортной системы, а также описаны особенности реализации в России отдельных принципов транспортного обеспечения логистики.

В учебнике имеется практикум, в котором даны вопросы для подробного самостоятельного разбора и обсуждения, а также формулы и примеры для выполнения элементарных расчетов, связанных с выбором характеристик транспортных систем.

В учебнике нашел отражение опыт авторов, связанный с проведением научных исследований в области транспорта и логистики, работой в органах государственного управления транспортом, а также преподаванием соответствующих дисциплин студентам и слушателям программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

В результате освоения материала, представленного в учебнике, студенты должны:

знать

роль транспорта в современной экономике и в логистике; особенности управления транспортными системами; основные технологические и экономические принципы функционирования транспорта; особенности отдельных видов транспорта и место их услуг в логистических системах и цепях поставок; принципы организации интермодальных перевозок; элементы международного опыта транспортного обеспечения логистики; основные характеристики и особенности транспортной системы России;

уметь

анализировать состояние и тенденции развития транспортных систем; выявлять основные проблемы и "узкие места" в их работе; определять возможные пути повышения эффективности транспортировки; обосновывать решения по выбору транспортных средств и технологий; ориентироваться в услугах, предлагаемых транспортными операторами; применять положения нормативных правовых актов, связанных с транспортировкой;

владеть

базовой транспортной терминологией; навыками определения требований к транспортному обеспечению логистики; методами выполнения элементарных расчетов, связанных с транспортировкой; подходами к организации государственно-частного партнерства на транспорте; навыками работы с транспортными документами; принципами устойчивого развития и "зеленой логистики" в их применении к транспортным системам.

Учебник предназначен для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 080500.62 "Менеджмент" подготовки бакалавра, профиль "Логистика и управление цепями поставок". Он также может быть полезен для аспирантов и преподавателей, слушателей программ дополнительного профессионального образования, специалистов-практиков.