Философия эпохи Просвещения

Мир, который созерцал древний мыслитель, был необыкновенно прекрасен и загадочен. Не с любования ли земными красотами начинается первое мистическое переживание? Не сама ли природа своей беспредельностью вызывает благоговение? Мощь стихии рождает почти религиозный трепет, удивление, а с удивления и вопроса, по Аристотелю, и начинается философия.

Философы исстари обращались к темам Бога, природы, человека. Мыслитель невольно задумывался над тайнами мира, одновременно пытаясь понять и самого себя. Так рождались в философии различные мировоззренческие установки. Философия едина и целостна как феномен. Она существует во множестве школ, направлений, сфер метафизического знания. Однако о чем бы ни толковал философ, он, как уже отмечалось, всегда остается мыслителем. В этом занятии есть неповторимое своеобразие, отличающее философа от теолога, мистика, исследователя.

Идеал свободной личности, интенсивно разрабатывавшийся во времена Возрождения, обрел признание в эпоху Просвещения. Каждый должен думать не только о себе, но и о других, о своем месте в обществе. Просветители стремились осознать специфику межчеловеческих связей. В центре их внимания были проблемы наилучшего общественного устройства, они разрабатывали программы общественных преобразований, максимально соответствующих человеческой природе.

Что является главным, определяющим в человеческой природе? Просветители были убеждены, что первым следует признать всепроникающий разум – главенствующая черта, определяющая качество человека. Однако постепенно рождалось разочарование в разуме. Возник вопрос: "Существуют ли пределы разума?" Те, кто утвердительно отвечал на него, видел спасение в "непосредственном знании", в чувствах и интуиции. Но для тех, кто любое приращение знания принимает за благо, идеалы Просвещения остаются незыблемыми.

Исторический оптимизм – новая модель исторического процесса

Еще один признак эпохи Возрождения – исторический оптимизм, который основывался на представлении о разумности человека, на убеждении в том, что в человеческой природе содержится масса прекрасных, положительных задатков. Что касается пороков, дурных поступков, страстей, то они преодолимы, изживаемы. Нет такой стороны человеческой натуры, которую нельзя облагородить, следуя меркам разума. Вера в человека, в его положительно ориентированную природу послужила гой основой, на которой сформировалась идея прогресса как возможности бесконечного совершенствования человека и человечества, "воспитания человеческого рода", изменения общества, социальности путем поиска наилучших форм человеческого существования.

Идею программы можно считать наиболее важным завоеванием эпохи. В предшествующие времена мыслители обычно не задумывались над проблемой самооправдания. Античность ничего не хотела знать о своих предшественниках. Христианство рассматривало свое появление как исполнение высших предначертаний. Даже Возрождение, выступившее посредником в диалоге двух эпох – Античности и Средневековья, считало своей задачей не устремленность в будущее, а возвращение к первоистокам. Просвещение впервые осознало себя новой эпохой. Отсюда было уже рукой подать до историзма как типа мышления. И хотя не все просветители поднялись до исторического взгляда на вещи, его корни лежат именно в этой эпохе.

Вольтер (1694–1778) – псевдоним французского писателя, философа, публициста Мари Франсуа Аруэ, крупнейшего мыслителя французского Просвещения. Вольтера обычно называют "патриархом" Просвещения. Его влияние было действительно велико. Многие коронованные особы и выдающиеся умы Европы добивались знакомства с ним, пытались наладить переписку. Литературное наследие Вольтера огромно. В общей сложности он написал сотни произведений, которые составили собрание сочинений объемом в несколько десятков томов. Основные социально-политические идеи Вольтера отражали взгляды французской буржуазной демократии, которая в ту пору еще складывалась. Вольтер развенчал устаревший феодальный режим.

Достижения Вольтера в области философии нельзя назвать выдающимися. Но он был просветителем и стремился преобразовать общественное сознание. Основная направленность его произведений – критика феодального общества и религии. Философские взгляды Вольтера выражены прежде всего в таких произведениях, как "Философские письма", "Трактат о метафизике", "Основы философии Ньютона", философская повесть "Кандид", "Философский словарь".

Борясь с религией, Вольтер выдвинул лозунг: "Раздавите гадину!" В своих произведениях он стремился доказать несостоятельность религии как системы. В то же время он считал, что религиозная вера необходима, поскольку она помогает управлять людьми, их сознанием. Вольтер говорил: "Если бы Бога не было, его следовало бы выдумать". Вольтер задумал создать философию истории и написал ряд работ (в том числе "Философия истории", "Размышление об истории"), в которых представлена программа исследования достижений культуры во всех областях цивилизации. Он призывал исследовать историю неевропейских народов – арабов, китайцев, индийцев. В своей "Истории России при Петре Великом" он проводил мысль о просвещенном монархе, который должен стоять во главе государства.

Философ рассматривал современную ему эпоху как время, когда, наконец, разум человечества окажет на жизнь человечества свое решающее воздействие. Высшим проявлением разума он считал "здравую философию", опирающуюся на науки и искусства. Большие надежды Вольтер возлагал на просвещенных монархов, которые могли бы руководствоваться знанием законов общественного развития. Ему казалось, что настанет такое время, когда государством станут управлять философы.

Жан-Жак Руссо (1712–1778) – один из самых видных представителей французского Просвещения. В 1749 г. Дижонская Академия объявила конкурс на лучшую работу под названием: "Способствует ли возрождение наук и искусств улучшению нравов?" Организаторы конкурса безусловно рассчитывали на положительный ответ. Сам вопрос совершенно потряс Ж.-Ж. Руссо. Он ответил на него страстным отрицанием. Его мнение вызвало сенсацию, и он стал победителем конкурса. Руссо призывал понять человека в его естественном состоянии – до того, как возникла культура. Он даже утверждал, что все философы, изучавшие основы общества, не смогли или не захотели обратить внимание на "естественное", природное состояние человека.

"Размышляя о нравах, – писал Руссо, – нельзя не вспомнить с удовольствием о простоте обычаев древности. Этот чудный берег, украшенный лишь руками самой природы, к которому обращаются непрестанно наши взоры и от коего, к нашему прискорбию, мы уже далеки. Когда люди, будучи невинны и добры, хотели, чтобы боги были свидетелями их поступков, они жили с ними под одним кровом в своих бедных хижинах, но вскоре зло проникло в их сердца, и они пожелали отделаться от этих неудобных свидетелей и удалить их в роскошные храмы".

Итак, человек жил некогда в "естественном состоянии", но затем "выпал" из него и оказался в культуре. Человеческая душа в общественной среде изменилась к худшему. "Как бы ни восхищались вы человеческим обществом, – писал далее Руссо, – все же остается несомненной истиной, что оно неизбежно заставляет людей ненавидеть друг друга, приводить в столкновение их интересы и заставляет их оказывать друг другу призрачные услуги и причинять на деле всевозможные несчастья".

Возникает вопрос: если человеческая природа чужда социальности, то чем она является сама по себе? Руссо отвечал на этот вопрос следующим образом: чем меньше социальности, тем больше истинно человеческого. В таком случае истинный человек, по мнению Руссо, – это первобытный дикарь, вовсе не затронутый цивилизацией. "Прогресс рода человеческого неуклонно отдаляет его от первобытного состояния; чем больше новых знаний мы приобретаем, тем сильнее преграждаем себе путь к достижению самого важного". По мнению Руссо, культура враждебна природе. Чтобы человек был свободен, надо вернуться к "естественному состоянию" человечества. Следствием подобных рассуждений стали крылатые слова: "Назад к природе!" Культура испортила человека, и он уже не живет в соответствии с законами природы. Однако действительно ли древние люди не имели культуры и жили в естественно-природном мире? Утопичность такого видения мира, когда культура противопоставляется природе, была ясна уже современнику философа Вольтера, который написал язвительную сатиру на настроения Руссо (повести "Простодушный" и "Кандид"). Наполеоновские войны уже отнюдь не в литературной форме, а в общеевропейском кровавом месиве разбили идеи философа, не оставив камня на камне от прекрасных садов Руссо.

Люди никогда не жили вне культуры. Естественный человек – это вымысел. Что представляет собой первобытный человек? Где его искать? Каковы его свойства? Именно абстрактное противопоставление культуры и природы создало миф о "природном человеке". Этого "природного человека" не открыли, не исследовали, а просто изобрели. Первобытный человек, разумеется, был дикарем, но у него были развиты социальные качества, культурные навыки. Он жил в обществе.

Поль Анри Гольбах (1723–1789) – крупнейший французский философ. Основное его сочинение – "Система природы". В нем философ представил в систематическом виде свое мировоззрение. Он писал, что природа есть причина всего, "она существует благодаря себе" и "будет существовать вечно". Гольбах рассматривал природу как колоссальное соединение всего существующего. Пытаясь проникнуть в тайны природы, мы находим лишь различную по свойствам движущуюся материю. "Система природы" – это свод представлений о мире и человеке, составленный в соответствии с естественно-научной картиной мира. Полемизируя с Руссо, Гольбах отмечал, что нет ничего более надуманного и противоречащего человеческой природе, чем "естественное состояние". Хотя Гольбах утверждал, что человеку не дано знать все, он верил в неисчерпаемость человеческого познания, в возможность его проникновения в самые сокровенные тайны природы.

Шарль Монтескье (1689–1755) – представитель философии французского Просвещения. Он происходил из дворянского гасконского рода. Получив классическое и юридическое образование, трудился на разных должностях в судебных учреждениях, что дало ему возможность изучить юридическую практику Франции того времени. Огромный успех имел его первый литературный опыт – роман "Персидские письма", в котором он подверг резкой критике феодально-абсолютистский режим. Основной работой Монтескье считается произведение "О духе законов". Он рассматривал причины существования разных форм общества, полагая, что важно прежде всего понимать законодательство, которое существует в данном обществе. Философ выделил три образа правления, существовавшие в истории: республиканский, монархический и деспотический. Составная часть учения Монтескье – его концепция "разделения властей". Он указывал, что разделение власти на три ветви – законодательную, исполнительную и судебную – должно быть при любой форме правления: и при монархии, и при демократии.

Дени Дидро (1713–1784) – французский философ-энциклопедист. Его отец был ремесленником и воспитывал сына в религиозном духе, готовил его для роли священника. Однако молодой Дидро посвятил себя литературной деятельности и изучению наук. За распространение материалистических взглядов был посажен в Венсенский замок. В 1754 г. Дидро опубликовал серию афоризмов, озаглавленную "Мысли к истолкованию природы". Он заявил, что приоритет математики в сфере науки уже не является неоспоримым. Дидро – один из ярчайших представителей философии Просвещения. В качестве издателя он находился в самом центре всех крупных интеллектуальных движений своего времени. Никто не имел столь ясных взглядов на общее развитие научного знания. Никто другой так остро не чувствовал основные тенденции XVIII в. Тем более характерно и примечательно, что, представляя все идеалы Просвещения, Дидро стал сомневаться в их абсолютной правоте. Он ожидал возникновения новой формы науки – науки более конкретной, основанной скорее на наблюдении фактов, чем на утверждении общих принципов.

Философ верил в возможности человеческого познания, однако считал, что, коль Вселенная бесконечна, она недоступна окончательному человеческому познанию. Природа для него – это книга, состоящая из бесчисленного множества страниц. Ученые открывают в ней все новые и новые страницы. Однако никому не дано перевернуть последнюю страницу.

* * *

Во всех своих бесчисленных ответвлениях и приложениях ньютоно-картезианская модель оказалась чрезвычайно успешной в самых различных областях. Она предложила всестороннее объяснение фундаментальной механики Солнечной системы и была с успехом использована для понимания беспрерывного движения жидкости, вибрации упругих тел и термодинамики. Она стала основой и движущей силой замечательного прогресса естественных наук в XVIII и XIX вв.

На протяжении истории современной науки поколения исследователей с энтузиазмом осваивали направления, предложенные Новым временем. Они отбрасывали те концепции, которые ставили под сомнение базисные предпосылки, разделяемые научным сообществом. Долгое время успехи этих начинаний были настолько поразительными, что заслонили практические и теоретические неудачи. Головокружительные технические достижения этой науки, которая действительно обладает всеми возможностями для решения большей части материальных проблем, надолго сохраняли свою ценность. Эпоха Просвещения – это течение в области культурной и духовной жизни, которое ставило своей целью заменить воззрения, основанные на религиозном или политическом авторитете. Представители Просвещения выдвигали такие идеи, которые могли выдержать критику со стороны каждого человека в отдельности и согласовывались с требованиями человеческого разума.