Лекция I. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА

В результате освоения данного раздела студент должен:

знать

• хронологические и географические рамки развития древней восточной философии;

• мифологические предпосылки древнекитайской и древнеиндийской философии;

• основные школы и направления древнекитайской и древнеиндийской философии;

• основные понятия древнекитайской и древнеиндийской философии;

уметь

• классифицировать философские школы Древнего Востока по онтологическим и гносеологическим критериям;

• различать "благородного мужа" и "низкого человека" по конфуцианским критериям;

• формулировать, в чем состоит двойственность Дао;

• различать ортодоксальные и неортодоксальные школы древнеиндийской философии;

• анализировать различные философские подходы философии Древнего Востока, выделяя их сильные и слабые стороны;

владеть

• понятийным аппаратом древней восточной философии и навыками анализа соответствующих философских текстов.

Лекция 1. Древнекитайская философия

Философия в Китае зародилась в период VI–III вв. до н.э. на базе мифологии. Уже в мифах появляется ряд идей и понятий, которые позднее стали предметом философского осмысления. В первую очередь это представление о двух полярных силах бытия Инь и Ян, т.е. о женском и мужском началах; представление о Дао как космическом законе или пути, которым следует мир; о пяти стихиях, из которых состоит все сущее (Огонь, Земля, Вода,

Металл, Дерево), о тождестве (или хотя бы подобии) человека- микрокосма и Вселенной-макрокосма (миф о Пань Гу) и др.

Количество различных направлений в ранний период развития китайской философии было настолько велико, что сами древние китайцы говорили о существовании "ста школ". Уже в древности предпринимались неоднократные попытки классификации этих школ, наиболее известная из них принадлежит китайскому "отцу истории" Сыма Цань (II в. до н.э.). Он выделил шесть основных течений в древнекитайской философии, основными из которых впоследствии стали конфуцианство и даосизм (табл. 2).

Таблица 2

Школы древнекитайской философии

Школа

Основная проблематика

Школа Инь-Ян

философия природы (натурфилософия), проявления в природе Инь и Ян и их взаимодействие

Конфуцианство

этико-политическая проблематика

Моизм

социально-политическая проблематика

Школа имен

проблемы семантики: связь между именами и обозначаемыми объектами или явлениями

Легизм

законы, управляющие жизнью общества, и способы управления людьми

Даосизм

природа и сущность Дао и Дэ и их проявления в природе и обществе

Конфуцианство (Confucianism)

Основоположником конфуцианства был Конфуций (Кун Цзы – "учитель Кун").

Биографические сведения. Примерное время жизни – ок. 551–479 гг. до н.э. Он родился в небольшом царстве Лу (на территории нынешней провинции Шаньдун), где прожил большую часть жизни. Конфуций был родом из аристократической, но обедневшей семьи. В 15 лет он начал учиться, получил хорошее образование и создал свою школу, в которой обучал учеников (по преданию, их было несколько тысяч). В возрасте около 50 лет Конфуций получил высокий чиновничий ранг, но из-за политических интриг вскоре вынужден был подать в отставку, после чего несколько лет провел в странствиях по различным государствам, надеясь осуществить свой политический и социальный идеал на практике. Но сделать это ему нигде не удалось, и он вернулся домой, где продолжил преподавание.

Последние годы жизни Конфуций посвятил дальнейшей разработке своего учения, а также редактированию и комментированию древнейших текстов, лежащих в основании китайской культуры.

Основные труды. Главным объектом изучения в школе Конфуция были "шесть канонов", т.е. шесть древних книг, которые составляли основу обучения знати, а позднее вошли в канон конфуцианской литературы:

1) "И цзин" ("Книга перемен" – гадательная книга);

2) "Ши цзин" ("Книга песен");

3) "Шу цзин" ("Книга документов");

4) "Ли цзи" ("Записи о ритуале");

5) "Юэ цзин" ("Книга музыки" – не сохранилась как самостоятельное произведение);

6) "Чунь-цу" ("Анналы Весен и Осеней" – хроника царства Лу, начинающаяся с 722 г. до н.э. и заканчивающаяся 479 г. до н.э., т.е. годом смерти Конфуция).

Существуют различные версии об отношении Конфуция к этим книгам. Согласно первой, он является автором всех "шести канонов", согласно другой, он был редактором и комментатором первых пяти книг, а автором только "Чунь-цу". Возможно, что Конфуций не был автором даже "Чунь-цу".

Основным источником сведений об учении Конфуция является книга "Лунь Юй" ("Беседы и суждения"), составленная учениками запись бесед Конфуция с ними.

В эпоху Средневековья сформировалось "Тринадцатикнижие" – канон конфуцианской литературы, включающее все вышеназванные книги.

Философские воззрения. Философствование как комментирование. Конфуций считал своим главным долгом поведать ученикам о культурном наследии прошлого, поэтому он говорил о себе: "Я передаю, а не создаю" ("Лунь Юй"), Но, передавая традиционные учения и идеи, он часто по-своему интерпретировал их в соответствии с собственными воззрениями и нравственными установками. Манера создания новой интерпретации при передаче и комментировании старых учений была унаследована конфуцианцами и стала для них традиционной: основной корпус конфуцианских сочинений представляет собой комментарии к более древним текстам.

Исправление имен. В культуре Древнего Китая (как и других древних цивилизаций) широкое распространение получила "природная теория языка", согласно которой имена соответствуют идеальной сущности тех вещей и явлений, которые эти имена обозначают. Но со временем это соответствие начинает нарушаться (например, в силу того, что имена используют невежественные люди). Эта "порча" имен приводит к ухудшению дел в мире. Примерно такой точки зрения придерживался и Конфуций.

Он считал, что для восстановления порядка в мире (как в обществе, так и в природе) прежде всего необходимо исправление имен, т.е. изменение вещей в соответствии с их названиями. Один князь спросил Конфуция, в чем принцип должного правления. На это Конфуций ответил: "Пусть правитель будет правителем, министр – министром, отец – отцом, сын – сыном" ("Лунь Юй"). Это значит, что тот человек, который является правителем, должен действовать в соответствии с Дао правителя, министр – с Дао министра и т.д. Если же человек поступает иначе, то хотя он и занимает пост правителя или министра и называется таковым, но, по сути дела, правителем или министром не является.

Этико-философское учение. Конфуция мало интересовали натурфилософские проблемы типа происхождения и устройства мира (как земного, так и небесного). Конфуцианство представляет собой прежде всего этико-философское учение. Центральное место в нем занимает разработанная Конфуцием концепция "благородного мужа" (табл. 3), который противопоставляется "низкому человеку" (табл. 4). Благородным мужем делает человека не происхождение и не богатство, а воспитание и культура, высокие нравственные качества, основные из которых приведены ниже (см. габл. 3).

Таблица 3

Основные качества "благородного мужа"

Жэнь (гуманность)

совокупность этических и нравственных норм взаимоотношений между людьми:

" Чего не желаешь себе, того не делай людям", "тот, кто искренне стремится к человеколюбию, не совершит зла" ("Лунь Юй")

Сяо (сыновья почтительность)

совокупность норм поведения между "младшими и старшими": "Почтительность к родителям и уважительность к старшим братьям" ("Лунь Юй"); при этом государство трактуется как "большая семья", где император – это "отец", а чиновники – "старшие братья". "Служи своему отцу так, как бы требовал от сына служить себе. Служи своему правителю так, как бы требовал от подчиненного служить тебе"

("Ли цзи")

Ли (этикет)

нормы общежития, являющиеся конкретным воплощением жизнь, методом его осуществления во всех сферах жизни (от семьи до государства):

"Не знать этикет (ли) – значит не иметь возможности укрепиться (в должном поведении)" ("Лунь Юй")

И (долг, справедливость)

совокупность "должного", которое человек обязан выполнять; смысл жизни состоит в выполнении долга, даже когда это противоречит собственным интересам и выгоде или является "действием без цели"; ценность должного деяния состоит в самом действии, а не в результате; основой долга является жэнь

Мин (знание судьбы, или Воли Небес)

в мире действуют силы, над которыми мы не властны; поэтому лучше всего поступать, как должно, не заботясь о том, ждет ли нас успех или неудача; поступать так и значит "знать мин".

"Тот, кто не знает мин, не может быть благородным человеком" ("Лунь Юй")

Таблица 4

"Благородный муж" и "низкий человек"

Благородный муж

Низкий человек

Следует долгу и закону

Думает лишь о своей выгоде

Требователен к себе

Требователен к другим

О нем нельзя судить по мелочам

О нем можно судить по мелочам

Можно доверить великие дела

Нельзя доверить великие дела

Живет в согласии с другими людьми, но не следует за ними

Следует за другими людьми, но не живет в согласии с ними

Ему легко услужить, но трудно доставить радость, так как он радуется лишь должному

Ему трудно услужить, но легко доставить дешевую радость

Готов идти на смерть ради других людей, блага народа и государства

Кончает жизнь самоубийством в канаве

Боится:

велений Неба

великих людей

слов мудрецов

Не знает велений Неба и не боится его.

Презирает великих людей. Не обращает внимания на слова мудрых

Судьба учения. После смерти Конфуция его ученики и последователи создали восемь различных школ, по-разному интерпретирующих его учение. Важнейшими являются две: школа Мэн-цзы и школа Сюнь-цзы.

Уже во II в. до н.э. Конфуций был обожествлен, и конфуцианство приобрело черты религии. Но и те, кто не считал его богом, почитали его как первого Учителя, данного людям.