Философия бизнеса и бизнесмена

Отношение бизнесмена к социальной ответственности формально отражается в философии бизнеса. Этот инструмент управления обладает сильным синергетическим эффектом и потому имеет важное политическое значение. "Государства, бизнес, международные политические и финансовые организации не вправе забывать о своей фундаментальной ответственности перед гражданами, о своей социальной миссии. Это – один из базовых уроков глобального кризиса, который надо иметь перед глазами, выстраивая долгосрочную стратегию развития", – заявил В. В. Путин, выступая на 100-й сессии Международной конференции труда в Женеве[1].

Философия (от греч. φιλοσοφία – любовь к мудрости) есть форма общественного сознания, в которой представлена обобщенная система взглядов на то или иное явление и место человека в нем. Опираясь на это общее определение, философию бизнеса часто упрощенно представляют как суждение заинтересованных групп о его ценности, его идеологическую платформу, способ выражения его смысла. В этом упрощении есть опасность заблуждения. Дело в том, что этический смысл бизнеса часто подменяется юридически закрепленной в уставе компании целью – "извлечение прибыли". Учитывая, что бизнесмен посвящает своему делу большую часть жизни, резонно задаться вопросом: может ли монетарная цель восприниматься в качестве смысла жизни? На бизнес можно посмотреть и как на потребность в источнике средств выживания, или возможности разбогатеть, или праве властвовать над другими. Но возможно ли сочетать эти потребности со смыслом жизни и философией бизнесмена?

Как будто о нашем времени проницательно писал философ русского зарубежья И. А. Ильин: "Несчастье современного человека велико: ему не хватает главного – смысла жизни... “Для чего я все предпринимаю?” У большинства современников этот вопрос и не доходит до сознания. Они ничего не знают о ''зачем?” жизни, как не замечают и то, что они невежественны. У них нет никакого ответа, и они не замечают отсутствие этого ответа. Потерянное, возможно, было бы найдено, но для этого надо сначала заметить его отсутствие, ведь лишь тогда несчастье становится устранимым"[2].

Французский философ-идеалист Анри Бергсон (1850– 1941) пытался представить смысл жизни как синоним творчества. "Оно – рождение нового, выражение богатства и изобилия рождающей природы"[3]. На наш взгляд, такое восприятие хозяйственной деятельности могло бы вдохновить бизнесменов на большие свершения и открыть им неведомые, потрясающие грани жизни, однако они невсегда относятся к своему делу как к источнику творчества, дарующего возможность духовного и интеллектуального совершенствования, укрепления здоровья, способу служения ближнему и выражения любви к нему, средству благотворительности.

О таких возможностях напоминает философия бизнеса, реализуемая под флагом социальной ответственности.

В системе управления социальной ответственностью философия бизнеса занимает центральное место. Она представляется как совокупность согласованных смыслов, ценностей и целей участвующих в нем людей, а также их мотивационных установок, в соответствии с которыми компания осуществляет свою деятельность. Составляющими компонентами философии являются: миссия компании, видение, социальная стратегия, социальные ценности, принципы, ключевые компетенции, обязательства перед заинтересованными группами.

В контексте социальной ответственности миссия бизнеса представляется как его общественное предназначение, этически оправдывающее способы и возможности удовлетворения связанных с ним потребностей заинтересованных групп[4]. Это – маяк, указывающий путь к благополучию, как, например, у компании Уолта Диснея: "Делать людей счастливыми"[5]. В Социальной хартии российского бизнеса декларируется такая социальная миссия бизнеса: "Мы, представители делового сообщества, видим свою общественную миссию в обеспечении устойчивого развития самостоятельных и ответственных предприятий, которое отвечает долгосрочным экономическим интересам бизнеса, способствует достижению социального мира, безопасности и благополучия граждан, сохранению окружающей среды, соблюдению прав человека"[6]. Для бизнеса важно иметь достоинство, чтобы нести декларируемую им высокую миссию. Уровень этого достоинства отражает видение. Видение бизнеса – "это картина того, о чем можно мечтать, состояние бизнеса, которое может быть достигнуто в отдаленном будущем при самых благоприятных условиях"[7]; это образ ведения дела, показанный с помощью желаемых качественных характеристик его продуктов и мотивационных установок заинтересованных групп, благодаря которым его миссия воплотится в реальности[4].

Социальная стратегия бизнеса определяет критерий распределения тягот социальной ответственности между заинтересованными группами организации. Справедливо, когда ее бремя распределяется соразмерно стоимости и ценности вложенных ими капиталов. Бизнесмены вкладывают финансовый капитал; потребители продукции – часть личного дохода, оплачивая цену товара; менеджеры и наемные работники – человеческий капитал, общество – природные, а государство административные ресурсы. Поскольку эти группы, так или иначе, участвуют в бизнесе, постольку они социально ответственны за его результаты, но в пределах их ограниченных компетенций и с учетом их рациональных интересов. В практике управления социальной ответственностью целесообразно различать философии бизнеса, бизнесменов, других заинтересованных групп, общества (рис. 20.4).

Философию бизнеса принято формально выражать в виде философии компании, обосновывающей ее уникальность на рынке, обозначающей приоритеты в ее деятельности и развитии и обеспечивающей единое понимание стоящих перед ней целей. Важнейшими направлениями философии компании становятся: философия творчества, философия качества, философия потребителя, философия управления персоналом[9] и др.

Философию бизнесмена предметно задает мораль через обозначение того, что ей противоречит. Он ответственен перед обществом за решение таких социальных проблем, как: соблюдение гражданских прав, равноправие женщин, избавление от бедности и безработицы, защита флоры и фауны и др. В ракурс философии бизнесменов входят и экономические проблемы, например создание этичного

климата в экономике и обществе, определение границ лояльности по отношению к возможной их противозаконной деятельности. Бизнесмены социально ответственны, с одной стороны, за честность средств, пускаемых в ход для преумножения капитала; создание новых рабочих мест; справедливость распределения доходов, получаемых от их бизнеса; направления расходования капитала; а с другой – за процветание коррупции, социальное неравенство, равнодушие к социальным проблемам, высокие уровни безработицы и бедности и др. К примеру, для бизнесмена неэтично не пускать капитал в дело, а хранить его в банке (ростовщичество). Кроме того, бизнесмены лично несут бремя социальной ответственности за свой образ жизни, поскольку они – кумиры молодежи. Она подражает успешным людям, поэтому на плечи бизнесменов общество возлагает ответственность за то, какие ценности они позиционируют и пропагандируют.

Самостоятельная работа

1. Разработайте философию бизнеса, которым вы хотели бы заняться.

2. Сформулируйте миссию и видение бизнесмена, который для вас был бы авторитетен.

Роль философии бизнеса в системе управления компании все более возрастает. Это – формула ее успеха и благополучия; призма, или розовые очки, сквозь которые видны радужные ореолы бизнеса, представляющие его как инструмент служения обществу. Философия бизнеса необходима заинтересованным группам, чтобы придать их рациональным ориентациям этически оправданный контекст. Она дает критерии качественной оценки деятельности бизнеса, с точек зрения степени его адаптации к условиям внешней среды и степени активности участия в преобразовании этой среды в соответствии с объективными возможностями и воспринятыми социальными ценностями. Философия бизнеса способствует улучшению качества жизни, притягивает деловых людей, имеющих схожие с ее положениями взгляды; создает условия для доверительных, равноправных и справедливых отношений; сформирует творческую атмосферу вокруг бизнеса. Исходя из этого менеджеру необходимо умение разрабатывать философию бизнеса.

Рис. 20.4. Взаимосвязи философии бизнеса и философии бизнесмена[10]