Филон Александрийский (Philo of Alexandria)

Биографические сведения. Филон (кон. I в. до н.э. – сер. I в. н.э.) – древнееврейский теолог и философ. Жил в Александрии; хотя он и придерживался иудейского вероисповедания, но изучал эллинистическую философию.

Филон первым попытался философски осмыслить религиозные идеи иудаизма, соединить Откровение и философию.

Основные труды. "О жизни созерцательной", комментарии на книги Ветхого Завета (главным образом на "Бытие"), Философские воззрения. Аллегорическое истолкование Библии. Филон считал, что греческие философы черпали свою мудрость из Ветхого Завета, где в иносказательной форме заключены учения Платона, Пифагора, Зенона и др. Божественная истина, приспосабливаясь к "человеческой немощи", обретает форму аллегории, поэтому задача толкователя состоит в том, чтобы понять и объяснить тот глубинный философский и религиозный смысл, который скрыт в библейских текстах.

Космогония и космология. Ветхозаветный бог Ягве (Иегова) выше платоновского Единого = Блага и является истинно сущим. Все, что людям о нем известно, это то, что Он существует, но мы ничего не знаем и не можем знать о Нем. Немногие избранные могут приблизиться к созерцанию Бога, достигнув состояния мистического экстаза. Но и при этом возможно только частичное постижение Бога.

Божество наполняет мир посредством присущих ему духовных бестелесных сил – логосов. Филон трактует эти логосы как платоновские идеи, но обладающие свойствами сперматического Логоса стоиков. Высший из этих логосов – Божественное Слово, это Сын Божий, идея всех идей. Остальные логосы Филон называет ангелами. Совокупность логосов составляет идеальный, невидимый и умопостигаемый мир. Телесный, чувственный мир создается Богом при помощи идей (по образцу идей) из материи, которая есть бесформенное, пассивное, отрицательное начало (схема 37).

Схема 37. Филон Александрийский: космология

Учение о человеке (антропология). Человек – это соединение души и тела. Душа – носитель божественного начала в человеке; она существует до рождения тела, душа бессмертна, она источник движения и деятельности, в ней заключено все, что помогает человеку возвыситься. Тело человека материально, бездеятельно и косно, в теле находится все худшее, что тянет человека вниз, тело – темница для души.

Этика. Человек в силу своей телесности является из начат ьно греховным существом, тот, кто прожил хотя бы один день, уже нечист. Поэтому в силу своей греховности все люди равны перед Богом.

Целью человеческого существования является подражание Богу. Для этого необходимо покаяние, отречение от мира, аскетический образ жизни, очищение от страстей.

Схема 38. Филон Александрийский: истоки и влияние

Судьба учения. Воззрения Филона были отвергнуты ортодоксальным иудаизмом, но получили развитие в христианстве, прежде всего у Климента Александрийского и Оригена (схема 38).

Философские идеи в Новом Завете

Отдельные философские идеи можно обнаружить в новозаветных текстах и прежде всего в Евангелии от Иоанна и в посланиях апостола Павла.

Евангелие от Иоанна и начинается с упоминания о Божественном Логосе – Слове: "В начале было Слово и Слово было у Бога и Слово было Бог" (Ев. от Иоанна, 1). Иисус Христос как мессия – спаситель мира – отождествляется с Божественным Словом (Логосом).

Таким образом, здесь, как и у Филона Александрийского, прокладывается мост между философским понятием Логоса (Гераклит, стоики, неоплатоники и др.) и религиозными представлениями о вочеловечившемся Боге – Иисусе Христе.

В посланиях апостола Павла рассматривается вопрос об отношении новой религии, т.е. христианства, к предшествующей – иудаизму, и об отношении к язычникам и языческой мудрости.

В Послании к Римлянам ап. Павел пишет: "Нет ни эллина, ни иудея": Христос пришел, чтобы спасти всех.

В ряде посланий ап. Павел утверждает, что вся языческая мудрость, вся философия – ничто перед божественной мудростью и что языческая философия только совращает верующих с истинного пути, которое дано нам в Откровении.

Но, с другой стороны, ап. Павел утверждает, что даже язычники должны иметь возможность достичь естественного знания Бога: "Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы..." (Послание к Римлянам).

Эти противоречивые высказывания ап. Павла легли в основу как позитивного, так и негативного отношения христианства к языческой философии (см. табл. 34).