Феррарская и болонская школы

Из современников Мантеньи наиболее близки падуанской школе художники Феррары и Болоньи (Козимо Тура, Франческо Косса, Лоренцо Коста и др.). Феррара, город на северо-востоке Италии, выступал в какой-то мере даже соперником Венеции. Но феодально-аристократический уклад жизни способствовал долгому сохранению в искусстве готических традиций (хотя при дворе герцогов д'Эсте очень ценили и внимательно изучали Античность и даже ввели в употребление латинский язык). На творчестве Козимо Туры (ок. 1429 или 1430-1495), на экспрессивных композициях его алтарей прослеживается влияние как собственно итальянских (Мантенья, Пьеро делла Франческа), так и нидерландских мастеров (Рогир Ван дер Вейден). Франческо дель Косса (ок. 1436 - ок. 1478) прославился фресками загородного дворца герцогов д'Эсте "Скифанойя" ("Нескучное") со сценами охот, состязаний, триумфов, передающими все великолепие придворной жизни. Ученик Косы, Лоренцо Коста (ок. 1460-1535) помимо монументальной живописи занимался портретом (см. его женский портрет в Эрмитаже).

Венецианская школа XV века

В эпоху Возрождения Венеция развивалась несколько иначе, чем другие города Италии. Ее выгодное географическое положение на островах Северо-Западной Адриатики, ее мощный флот и открытые пути торговли с Востоком, прежде всего с Византией (до X в. Венеция вообще входила в состав Византийской империи), быстро сделали се богатой. Крестовые походы принесли Венецианской республике новые доходы (особенно 4-й Крестовый поход [1204 г.], когда крестоносцы захватили и ограбили Константинополь). Однако с конца XIII в. начался процесс аристократизации ее политического строя, патрицианство задерживало ростки повой, бюргерской культуры, и таким образом Ренессанс в Венеции запоздал почти на полстолетия.

Кватроченто в Венеции начинается именами таких художников, как Пизанелло (1395-1455) и Джентиле да Фабриано (ок. 1370-1427), которые вместе расписывали Дворец дожей; находит свое полное выражение в творчестве такого мастера, как Витторе Карпаччо (ок. 1455 - ок. 1526). В его серии картин на религиозные сюжеты маслом на холсте (фрески во влажном венецианском климате сохранялись плохо) для венецианских школ - обществ мирян (scuolo) изображен пестрый венецианский быт, современная ему венецианская толпа, пейзаж (см. например, цикл, посвященный Святой Урсуле). Но наиболее ярко пути развития раннего Возрождения видны в творчестве семейства Беллини: Якопо Беллини (ок. 1400-1470/1471) и двух его сыновей - Джентиле (ок. 1429-1507) и Джованни (ок. 1430-1516). Наиболее знаменит в искусстве последний, чаще именуемый на родине Джамбеллино. Он начал с сурового стиля в духе падуанцев, но позднее перешел к мягкой живописности, богатому золотистому колориту, секреты которого, как и тонкое чувство, передал своему ученику Тициану.

Мадонны Джамбеллино, "очень простые, серьезные, не печальные и не улыбающиеся, но всегда погруженные в ровную и важную задумчивость" (ΓΙ. Муратов), как бы растворяются в пейзаже, всегда органичны с ним ("Мадонна с деревьями"). Его аллегорические картины полны философско-созерцательного настроения, иногда даже не поддаются какой-либо сюжетной расшифровке, но прекрасно передают существо образного начала ("Души чистилища").

Братья Беллини, как и Антонелло да Мессина (ок. 1430- 1479), известны в истории искусства еще и тем, что усовершенствовали масляную технику, с которой лишь недавно познакомились итальянские мастера.

Венецианская школа завершает развитие искусства Кватроченто. XV столетие принесло в итальянское государство истинное возрождение античных традиций, но на новой основе - понятых и осмысленных человеком новой эпохи. Каждый из видов искусства оставил после себя какие-то важные решения новых задач: архитектура - тип светского палаццо; скульптура - образ человека, а не божества, как в Античности; живопись разработала религиозную картину христианского сюжета или античного мифа, но придала ей светские черты. Все это было немаловажной лентой Кватроченто в искусство Возрождения.