Феноменология о психологизме и интуитивизме

Феноменология (от др.-греч. – являющийся) – учение о явлении, одно из направлений философии XX в., связанное прежде всего с именами Эдмунда Гуссерля и Мартина Хайдеггера. Основная идея этого философского учения – неразрывность и в то же время взаимная несводимость, нередуцируемость (редукция – термин, обозначающий действия или процессы, приводящие к упрощению структуры какого-либо объекта, методологический прием сведения данных к исходным началам). Эго одно из понятий феноменологии сознания, человеческого бытия, личности и предметного мира. Основной методологический прием феноменологии – рефлексивная работа с сознанием, направленная на выявление чистого сознания, или сущности сознания.

В разработанной Эдмундом Гуссерлем (1859–1938) методике феноменологического исследования анализ сознания, без сомнения, играет важную роль. Можно было бы даже сказать, что феноменологический анализ – это и есть анализ сознания в собственном смысле слова. Читая его тексты, некоторые последователи легко поддаются "чарам" описываемых в них тончайших наблюдений за работой сознания и не замечают того, что, в сущности, статус самого сознания остается невыясненным. Иными словами, остается невыясненным, что же собственно здесь анализируется и во имя чего это делается. Без ответа остается вопрос: является ли сознание собственно предметом философского исследования или же оно представляет собой некий "инструмент", при помощи которого исследуется некоторый трансцендентный по отношению к сознанию предмет?

Э. Гуссерль защищает объективность объекта против всякой ложной субъективизации и против распространенного в то время психологизма, который пытался рассматривать даже логические понятия и законы как психологические образования. Э. Гуссерль характеризует психологизм как релятивизм и подчеркивает априорность чистой логики. Он выступает также против интуитивизма – философского течения, представители которого противопоставляют рациональному познанию непосредственное "постижение" действительности, основанное на интуиции, понимаемой как особая способность сознания, несводимая к чувственному опыту и дискурсивному, логическому мышлению. "Для Гуссерля интуиция есть прежде всего “сущностное видение”, непосредственное созерцание общего, как, например, в геометрии, когда перед нашим умственным взором возникает геометрическая фигура и нам важен только ее тип, а не размеры, способ начертания или какие-либо другие случайные эмпирические признаки ее появления в нашем сознании. Общую установку Э. Гуссерль обобщил в виде так называемого принципа всех принципов, согласно которому всякий вид интуиции образует законный источник познания; поэтому все, обнаруживающее себя посредством интуиции, должно приниматься так, как оно себя обнаруживает, и в тех пределах, в каких оно себя обнаруживает".

Феноменология разработала свою оригинальную концепцию времени. Оно рассматривается Э. Гуссерлем не как объективное, но как временность, темпоральность самого сознания. Философ предложил следующую структуру темпорального восприятия: 1) теперь-точка (первоначальное впечатление); 2) ретенция, т.е. первичное ожидание или предвосхищение, конституирующее "то, что приходит". Время в феноменологии – основа совпадения феномена и его описания, посредник между спонтанностью сознания и рефлексией.

Экзистенциализм

Возможно, животные живут, не зная, что они умрут. Но человек точно знает о своей бренности. Однако до поры до времени это оказывается для него абстрактным знанием. Но вот он на смертном одре. Он умирает в одиночку, сознавая свое бессилие и заброшенность. В жизни каждого человека бывают такие мгновения, когда он захвачен сильным, трепетным чувством. Это может быть переживание безмерного страха или сильного любовного увлечения. В момент захваченности страстью человек отчетливее всего выражает нечто, что можно назвать специфически человеческим.

В истории философии были мыслители, которые обращали внимание на эти стороны человеческого существования. Б. Паскаль размышлял о трагическом одиночестве человека во Вселенной. Датский философ С. Кьеркегор пришел к убеждению, что кроме обычного "причинного" страха, человек переживает также некий трепет, страх без видимых оснований, который захватывает все его существо. Аналогичные идеи можно найти у Ф. Ницше или Ф. Достоевского. Их и называют предшественниками нового философского направления – экзистенциализма.

Экзистенциализм ("философия существования", от лат. existenta – существование) – возникшее в XX в. философское направление, подчеркивающее неповторимость человеческой жизни и уникальность его существования. Каким образом отдельные философские сюжеты сложились в самостоятельное философское направление? Можно было бы учесть, что после Второй мировой войны, когда судили фашистских преступников, многие из них, совершив крупные злодеяния, оправдывались тем, что были законопослушными людьми: "Был приказ, и я его выполнил".

Получалось так, что человек, вовлеченный в социальную жизнь, вообще лишен ответственности. Но может быть, в глубине человеческого естества есть такое ядро, которое не зависит от общественных установлений, привычных стандартов? Именно там, внутри собственной субъективности, человек способен нести ответственность за свою жизнь, за свои решения и поступки. В 1950-е гг. экзистенциализм стал весьма популярным в Германии (Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс) и других странах. Но пик расцвета экзистенциализма пришелся на Францию после Второй мировой войны (Жан Поль Сартр, Габриэль Марсель, Альбер Камю, Симона де Бовуар и др.).

Экзистенциализм ориентирован на осмысление существования человека в пограничных ситуациях, на определение подлинности индивидуальных выборов в таких ситуациях. Люди, по мнению экзистенциалистов, являются единственными судьями своих поступков. Каков общий взгляд на человека у экзистенциалистов? Жизнь мира драматична. Она полна трагизма. В ней есть противоборство противоположных начал. Человек рождается в определенной культуре и живет по ее законам. Но рамки наличного существования тесны для него. Он смутно ощущает, что существует какая-то более значимая тайна, чем обыденное житейское прозябание. Человек испытывает тоску от своей невосполнснности, незавершенности,

Экзистенциалисты считали, что рассудок мало пригоден для того, чтобы исследовать истину. Человек не мыслит абстрактно. Он во все превносит свои предчувствия и опасения, желания и заботы. Но рассудок по самой природе слеп к ценностям, к глубинным человеческим переживаниям. Инстинктивно человек мыслит экзистенциально, т.е. через живые, трепетные чувства. Вот почему обычное научное познание необходимо заменить экзистенциальным.

Человеческое бытие, согласно экзистенциалистам, – совершенно уникальная реальность, к которой неприменимы никакие нечеловеческие мерки причинно-следственных связей. Ничто внешнее не властно над человеком. Он есть причина самого себя. Вот почему в экзистенциализме человек свободен, ибо свобода – это сама экзистенция. Экзистенция является "обиталищем" человеческой свободы, а потому человек – это свобода, и он осужден быть свободным. Основанием свободы в экзистенциализме является то, что человек сам себя создает, и он ответственен за все, что делает. Однако для религиозных экзистенциалистов свободу можно обрести только в Боге.

Свобода в экзистенциализме предстает как тяжелое бремя, которое должен нести человек, поскольку он личность и обречен быть свободным – быть самим собой. Конечно, человек может отказаться от своей свободы. Но это означает отвергнуть свою личность. Стало быть, свобода у экзистенциалистов состоит не в определении себя через объективированные признанные цели и интересы общества. С точки зрения философов этой ориентации, свобода осуществляется, во-первых, через расширение и даже универсализацию личной ответственности и, во-вторых, через истолкование своей деятельности в контексте всеобщей взаимосвязи и судьбы человеческой духовности. Эти выводы экзистенциализма отчетливо оттеняют важную и несомненно заслуживающую внимания идею: совершенствование личности человека способствует развитию свободной и достойной общественной жизни, а не наоборот, как нередко себе представляют многие, кто подвержен настроениям социального иждивенчества.

Экзистенциализм нельзя рассматривать как философию бездействия. Он определяет человека через его поступки, показывает, что все происходящие с ним изменения есть результат не внешних и механических воздействий, но его жизненных и внутренних принципов. Экзистенциальное мирочувствование особенно созвучно сегодняшнему состоянию России. Миллионы людей сегодня оказываются перед выбором свободы или порядка, активности или подчинения, свободы или бегства от свободы.

Крупнейший представитель немецкого экзистенциализма – Карл Ясперс. Его основные работы: "Общая психопатология" (1913), "Духовная ситуация эпохи" (1931), "Философия" (1932, в трех томах), "Экзистенциальная философия" (1938), "Философская вера" (1948). Основным понятием философии К. Ясперса является понятие экзистенции. Под ней он подразумевал ту сторону человеческого бытия, которая не может быть изучена наукой, вообще не может быть предметом изучения. Для Ясперса экзистенция тождественна свободе, которая находится за пределами предметного мира. Свобода располагается в бытии самости, в предметном же мире для нее не находится ни одного места, где она могла бы поместиться. Свобода для К. Ясперса – это вид отчужденного состояния. Он связывает свободу со знанием, произволом, законом и отмечает, что без последних не может быть свободы.

При рассмотрении экзистенции К. Ясперс подчеркивает ее историчность. При этом историчность индивида проявляется в том, что он постоянно находится в определенной ситуации. К. Ясперс рассматривает различные ситуации, которые могут возникать в политэкономии, истории. Он выделяет 3 типа ситуаций: 1) всеобщие, 2) типические и 3) исторические, определенные, однократные. Наиболее важные, по К. Ясперсу, ситуации исторические, а среди них – пограничные ситуации, а именно: смерть, борьба, вина, страдание. Пограничная ситуация характеризуется тем, что для человека выступает несущественным все то, что заполняло его повседневную жизнь. Человек постигает свою сущность. История для К. Ясперса выступает как нечто однократное, неповторимое. Историю мы познаем, подчеркивает Ясперс, не через всеобщие законы, а через индивидуальные. То, что повторяется, то, что может быть заменено другим, это уже не история. Человек не должен занимать отстраненной позиции по отношению к окружающему миру, он должен все время испытывать чувство боли за возможную утрату мира в силу его бренности и хрупкости.

Французский философ Жан Поль Сартр (1905–1980) – представитель атеистического экзистенциализма. Основные произведения Сартра: "Воображение" (1936), "Бытие и ничто" (1943), "Экзистенциализм – это гуманизм" (1946). Основная проблема, которую ставит экзистенциализм, – описать то, как индивидуальное сознание постигает существование. Сартр пытается выяснить, что такое человеческая реальность. Она, по его мнению, не содержит ничего такого, что могло бы обусловить человеческое поведение. Объясняя человеческие поступки, невозможно сослаться на что-либо твердо объективное, прибегнуть к каким-то всесубъектным предпосылкам. Человек абсолютно свободен в своем поведении, и он вынужден сам отвечать за все происходящее. Человеческое бытие в этой связи – ничем не предопределенный выбор. Все, что происходит с человеком, все его поступки проистекают из его собственных личных усилий, и они сами образуют меру его индивидуальной ответственности и свободы. Более того, человеческая реальность трактуется Сартром как "ничто".

Согласно убеждениям Сартра, предшествующая философия обнаружила безразличие к сокровенным структурам человеческого бытия. Поэтому ОГЛАВЛЕНИЕ его, Сартра, творчества, определяется стремлением раскрыть специфически человеческий способ "быть", а тем самым вернуть человека к заветным истокам его существования. Новая сознательная ориентация видится Сартру в том, чтобы описать процесс этого "восстановления" человека на путях обретения специфического опыта сознания, максимально удаленного от общезначимых норм оценок и поведения и предельно индивидуализированного, хотя и обладающего при этом некоторыми общими чертами. В этом Сартр усматривает свой гуманизм.

Таким образом, сущность человеческой реальности Сартр видит в специфике человеческой субъективности, которая в конечном счете сводится им к сознанию. Но проблемы сознания Сартр понимает не как гносеологические, связанные с познанием. Напротив, он трактует их как психологически "практические", в терминологии Сартра – экзистенциальные. Свобода как произвол, согласно Сартру, лежит в основании субъективности человека, она и отождествляется с сознанием и человеческим существованием вообще. Один из главных тезисов Сартра гласит: существование лишено сущности.

Вместе с тем Сартр подчеркивает, что свобода постоянно находится под угрозой. Поскольку она отождествляется им с опытом собственного сознания, человеку приходится ее все время отстаивать. "Вещи", противостоящие свободе, обладают агрессивностью. Они то и дело подстерегают человека, обрушиваются на него. Сама "материальность" у Сартра – это вносящее в человека диссонансы чувство помехи, скованности, несвободы. Выявление фундаментальной субъективности сознания Сартр рассматривает как предельное основание для осуществленного им на основе феноменологического метода построения экзистенциалистской антропологии.