Лекция 12. ФЕДОР ИВАНОВИЧ ТЮТЧЕВ (1803-1873)

В результате изучения данной главы студент должен:

знать основные факты биографии поэта, особенности его мировоззрения: существенные признаки философской лирики; главные мотивы творчества Тютчева; состав стихотворений, входящих в "Денисьевский цикл";

уметь проводить анализ отдельных стихотворений в единстве содержания и формы; давать характеристику особенностей воплощения лирического сюжета, композиции, языковой организации стиха; определять связь творчества Тютчева с предшествующей и последующей поэтической традицией;

владеть навыками анализа поэтической структуры, входящей в состав цикла; понятийным аппаратом, используемым при изучении лирики (ритм, метр, строфа, силлабо-тоника, эвфония, анафора и т.д.).

Особенности судьбы и характера Ф. И. Тютчева были таковы, что известность его в читающей публике и среди литераторов- современников была незначительной. Л. II. Толстой вспоминал, как в 1855 г. "...Тургенев, Некрасов и К° едва могли уговорить меня прочесть Тютчева. Но зато когда я прочел, то просто обмер от величины его творческого таланта". А ведь к тому времени Тютчев уже четверть века печатался!

Тютчев появился на свет в родовом имении Овстуг Брянского уезда Орловской губернии. Домашним воспитанием его занимался поэт и переводчик С. Е. Раев. В Московском университете Тютчев с увлечением слушал лекции профессора словесности А. Ф. Мерзлякова, который представил молодого поэта и его стихотворение "Вельможа" (вольный перевод оды Горация) на одном из заседаний Общества любителей российской словесности.

Однако судьба распорядилась так, что весной 1822 г. Тютчев уехал в составе русской дипломатической миссии в Мюнхен и в течение 20 лет жил в основном за границей. Обе жены поэта были немками (Тютчев, овдовев, женился вторично), не знавшими русского языка. Языком домашнего общения поэта был французский, на котором он говорил на службе, писал статьи и частные корреспонденции. По-русски Тютчев писал только стихи.

Стихотворения Тютчева начинают появляться в России с конца 1820-х гг. Их печатают малоизвестные журналы и альманахи "Урания", "Северная лира". К середине 1830-х гг. в русской печати были опубликованы такие стихотворения, как "Летний вечер", "Видения", "Сны", "Последний катаклизм", "Цицерон", "Безумие", однако Тютчев по-прежнему оставался почти не известен русскому читателю. В 1836 г., по инициативе князя И. С. Гагарина, Тютчев собрал рукописи своих стихотворений, и они были переданы Вяземскому, который показал их Пушкину. Редактируя "Современник", Пушкин собственноручно внес в план третьего и четвертого томов журнала подборку из 24 стихов поэта, поместив ее под рубрикой "Стихотворения, присланные из Германии" и подписав инициалами "Ф. Т.". Тютчев был представлен публике как русский поэт, постоянно живущий в Германии. Пушкинский комментарий соответствовал существенным мотивам поэзии Тютчева: одно из первых стихотворений этой подборки – "С чужой стороны" (1823 или 1824) – вольный перевод "Сосны" Гейне. В самом названии стихотворения передан особый оттенок лирической темы: выражение чувств русского человека, тоскующего на чужбине. После смерти Пушкина активность публикаций Тютчева ослабевает, впрочем, он никогда не стремился стать профессиональным поэтом: издателям и поклонникам его творчества приходилось уговаривать дать свои стихи для печати.

Новое "открытие" Тютчева в России происходит в 1850 г., когда публикацией статьи "Русские второстепенные поэты" Н. А. Некрасов обращает внимание читателей на стихи уже немолодого поэта, которого возводит в ранг "русского поэтического гения". В марте 1854 г. в "Современнике" Некрасов публикует 92 стихотворения Тютчева, а уже в июне того же года выходит первое издание стихотворений Тютчева с предисловием И. С. Тургенева, обращавшего внимание на то, что лирику Тютчева, глубоко философскую по своему характеру, менее всего можно назвать рассудочной, "головной", "мысль Тютчева никогда не является читателю нагою и отвлеченною, но всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы, проникается им и сама его проникает нераздельно и неразрывно". Тургенев как подлинный художник отмечает и те черты лирической образности, которые придают стихотворениям Тютчева индивидуальную неповторимость. Как считал Тургенев, тяготение музы Тютчева к выражению себя в антологических образах накладывает на его поэзию отпечаток культуры пушкинской поры.

Высокая оценка поэзии Тютчева Некрасовым, Тургеневым, Фетом не стала тем не менее стимулом творчества, не излечила поэта от привычки относиться к публикации стихов очень небрежно. Близких людей удивляло, что Тютчев, признаваясь, что одинаково "любит отечество и поэзию", терял рукописи своих стихотворений, сжигал их "как мусор".

Для Тютчева искусство было прежде всего средством самовыражения, общение с читателем имело для него несравненно меньшее значение. Об этом говорят многочисленные факты, в том числе и тот, что относится ко времени его увлечения Е. А. Денисьевой. Весной 1851 г., испытывая чувство горечи и раскаяния перед женой, он пишет стихотворение "Не знаю я, коснется ль благодать..." обращенное к жене, Эрнестине Федоровне, с пометой "для Вас, чтобы прочесть наедине". Стихотворение написано на русском языке женщине, не владевшей этим языком. Тютчев положил это стихотворение в один из гербариев, составлением которых Эрнестина Федоровна увлекалась. Только спустя 20 лет, через два года после смерти поэта, оно было обнаружено женой поэта.

В 1847 г., в 44 года, Тютчев возвращается в Россию и начинает службу в должности старшего цензора при Министерстве иностранных дел, а последние 15 лет жизни занимает пост председателя Комитета иностранной цензуры. Кроме того, Тютчев имел звание камергера, что обязывало его бывать при дворе. Взгляд поэта на положение внутри страны с течением времени становился все более пессимистическим. "В правительственных сферах, – писал Тютчев на склоне лет, – бессознательность и отсутствие совести достигли таких размеров, что этого нельзя постичь, не убедившись воочию". Внешнеполитические вопросы всегда составляли предмет неослабного внимания Тютчева. Свидетельство тому – его публицистика, письма, воспоминания современников. Поражение России в Крымской кампании 1855 г. глубоко волновало Тютчева, было воспринято им как личная катастрофа. Несмотря на то, что в истории литературы укрепилось мнение об аполитичности поэзии Тютчева, это не вполне соответствует истине. Политика, государственные вопросы глубоко переживались поэтом, человеком и дипломатом: "Часть моего существа отождествилась с известными убеждениями и верованиями". Этой части обязаны своим появлением стихи, написанные в основном "по случаю" и в согласии с принципом Тютчева "смягчать, а не тревожить" сердца "под царскою парчою".

Вскоре после возвращения в Россию происходит знакомство поэта с Е. А. Денисьевой. Эта любовь длилась 14 лет, до самой смерти Денисьевой, сошедшей в могилу в возрасте 38 лет от чахотки, скоротечность которой обострили душевные страдания. Чувству Тютчева к Денисьевой посвящены стихотворения, образующие так называемый "Денисьевский цикл" – шедевр русской любовной лирики XIX в.