Федеральный закон "Об опеке и попечительстве"

Указанный Закон имеет большое значение для института опеки и попечительства, поэтому рассмотрим его подробнее.

Закон содержит 8 глав и 32 статей.

Глава 1 "Общие положения" состоит из пяти статей. В ней рассматриваются следующие вопросы:

- сфера действия Закона;

- основные понятия, используемые в Законе;

- правовое регулирование отношений, возникающих в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства;

- задачи государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству.

Глава 2 "Органы опеки и попечительства, их задачи и полномочия" включает в себя четыре статьи, посвященные следующим вопросам:

- органы опеки и попечительства;

- задачи органов опеки и попечительства;

- полномочия органов опеки и попечительства;

- обязанности органов опеки и попечительства при перемене места жительства подопечных.

Глава 3 "Правовой статус опекунов и попечителей" состоит из семи статей, которые регламентируют:

- порядок определения лиц, имеющих право быть опекунами и попечителями;

- назначение опекунов и попечителей;

- предварительные опека и попечительство;

- назначение опекунов или попечителей и отношении несовершеннолетних граждан по заявлению их родителей, а также по заявлению самих несовершеннолетних граждан;

- установление опеки или попечительства по договору об осуществлении опеки или попечительства;

- права и обязанности опекунов и их попечителей;

- безвозмездное и возмездное исполнение обязанностей по опеке и попечительству.

Глава 4 "Правовой режим имущества подопечных" содержит шесть статей. В ней рассматриваются следующие вопросы:

- имущественные права подопечных;

- охрана имущества подопечных;

- распоряжение имуществом подопечных;

- особенности распоряжения недвижимым имуществом, принадлежащим подопечным;

- предварительное разрешение органов опеки и попечительства, затрагивающее осуществление имущественных прав подопечных;

- охрана имущественных прав и интересов совершеннолетнего гражданина, ограниченного судом в дееспособности:

- доверительное управление имуществом подопечного.

Глава 5 "Ответственность опекунов, попечителей и органов опеки и попечительства" включает в себя пять статей. В ней рассматриваются следующие вопросы:

- надзор за деятельностью опекунов и попечителей:

- отчет опекуна или попечителя;

- ответственность опекунов и попечителей;

- контроль за деятельностью органов опеки и попечительства;

- ответственность органов опеки и попечительства.

Глава 6 "Прекращение опеки и попечительства" содержит две статьи. Нормы, содержащиеся в ней, регламентируют:

- основания прекращения опеки и попечительства;

- последствия прекращения опеки и попечительства.

Глава 7 "Государственная поддержка опеки и попечительства" включает в себя одну статью, посвященную формам государственной поддержки опеки и попечительства.

Глава 8 "Заключительные положения" также состоит из одной статьи, в которой рассматривается вопрос о вступлении в силу данного Закона.

Особенности Федерального закона "Об опеке и попечительстве":

а) вопрос об опеке и попечительстве впервые урегулирован в законодательстве РФ отдельным Законом (ранее он регламентировался нормами ГК РФ и СК РФ);

б) этот Закон повторяет основные положения, существовавшие до его принятия, но конкретизирует некоторые из них;

в) в Законе имеется ряд новых положений, отсутствовавших ранее в законодательстве, регулирующем правовой институт опеки и попечительства.

К новым положениям, по мнению автора, относятся следующие:

а) законодатель предусматривает возможность заключения возмездных договоров об опеке и попечительстве (п. 1 ст. 16 Закона). До этого деятельность опекунов и попечителей была всегда безвозмездной;

б) вознаграждение опекунам (попечителям) может выплачиваться из имущества подопечных, а также за счет средств бюджета субъекта РФ либо из средств третьих лиц. Предельный размер и порядок выплат вознаграждения определяется законом субъекта РФ (п. 2 ст. 16);

в) опекун (попечитель), добросовестно исполняющий свои обязанности, может пользоваться имуществом подопечного, в том числе его жилым помещением, по просьбе последнего, но с разрешения органа опеки (п. 3 ст. 16 Закона);

г) Закон ввел новый институт: предварительного опекунства и попечительства (ст. 12 Закона);

д) одно и то же лицо может иметь несколько опекунов (попечителей) (п. 8, 9 ст. 10 Закона), и наоборот - один и тот же попечитель (опекун) может иметь несколько опекаемых (п. 10 ст. 10 Закона);

е) вред, причиненный попечителем (опекуном) личности или имуществу подопечного, подлежит возмещению опекуном (попечителем) в соответствии с гражданским законодательством (п. 8. ст. 11 Закона);

ж) инициатором назначения опекуна несовершеннолетнему лицу в возрасте до 14 лет могут быть родители последнего. Они имеют право указать конкретное лицо желаемого опекуна и срок опеки. После 14 лет несовершеннолетнее лицо может само инициировать учреждение над ним института попечительства (п. 1 и 3 ст. 13 Закона);

з) договор о приемной семье рассматривается в Законе как разновидность договора об опеке и попечительстве. Такой же разновидностью является договор о патронатной семье (п. 1 ст. 14 Закона);

и) договоры о передаче ребенка на воспитание в приемную или патронатную семью, заключенные до 1 сентября 2008 г., сохраняют свою силу и в настоящее время. Однако по желанию воспитателей они могут быть переоформлены в соответствии с положениями данного Закона (п. 3 ст. 32 Закона).

Постановление Правительства РФ "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан" от 18 мая 2009 г. № 423.

Это постановление содержит шесть Правил, конкретизирующих положения Федерального закона "Об опеке и попечительстве", а также образцы форм личных дел несовершеннолетних, находящихся под опекой (попечительством), и отчетов опекунов и попечителей об их деятельности.

Данное постановление отменило постановление Правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 829 "О приемной семье" и по одному пункту в двух постановлениях Правительства РФ: от 1 февраля 2005 г. № 43 и от 18 августа 2008 г. № 607.

Правила, установленные постановлением Правительства РФ № 423, не пронумерованы, названия их громоздкие, в разных правилах имеются повторения одних и тех же положений.

Рассмотрим основные положения этих Правил.

I. Правила о подборе и подготовке кандидатов в воспитатели несовершеннолетних лиц, оказавшихся без попечения родителей.

Эти Правила состоят из 17 пунктов. Выделим наиболее важные.

1. Подбор, учет и подготовка граждан, желающих стать опекунами (попечителями), осуществляются органами опеки и попечительства, образовательными, медицинскими организациями, а также организациями, оказывающими социальные услуги (п. 3).

2. Информацию о возможности стать опекуном (попечителем) распространяет на территории субъекта РФ орган опеки и попечительства через средства массовой информации.

3. Прием граждан, выразивших желание стать опекуном (попечителем), ведет орган опеки и попечительства (п. 4).

4. Гражданин, желающий стать опекуном (попечителем), представляет в орган опеки и попечительства по месту своего жительства пакет документов, перечисленных в п. А Правил. В него входят:

o соответствующее заявление;

o справка с работы о занимаемой должности и размере заработной платы;

o выписка из домовой (поквартирной) книги с места жительства, подтверждающая его права на занимаемую жилую площадь;

o справка из органов внутренних дел об отсутствии судимости за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан;

o медицинское заключение о состоянии здоровья заявителя;

o копия свидетельства о браке заявителя;

o согласие в письменной форме членов семьи заявителя, в том числе достигших 10 лет, на опекунство (попечительство) родителей над посторонним ребенком;

o справка о соответствии жилищных условий заявителя требованиям закона при установлении опекунства (попечительства) (выдается бесплатно, но только по запросу органа опеки и попечительства);

o автобиография заявителя;

o паспорт заявителя (п. 5, 6).

5. Действия органа опеки и попечительства, получившего заявление гражданина о желании его стать опекуном (попечителем):

o организовать обследование условий жизни кандидата в воспитатели несовершеннолетнего лица и составить акт обследования в течение трех дней;

o решить вопрос заявителя по существу. При этом возможны три варианта:

а) признать заявителя пригодным для попечительства (опекунства) и поставить на очередь до появления конкретного лица, нуждающегося в опеке и попечительстве. В этом случае заявителю выдается заключение о его пригодности для опекунства (попечительства) в качестве воспитателя;

б) назначить заявителя опекуном (попечителем) конкретного лица;

в) отказать заявителю в его просьбе.

6. В случае вынесения органом опеки и попечительства решения о возможности гражданина быть опекуном сведения о нем вносятся в журнал учета (п. 16, 17). Такое решение действительно в течение двух лет с момента выдачи ему заключения об этом. Оно может быть использовано заявителем для обращения в другой орган опеки и попечительства или в государственный банк данных о детях, оставшихся без родителей (п. 11).

7. Назначение опекуна (попечителя) должно осуществляться в течение 15 дней со дня предоставлении документов, предусмотренных п. 4. Решение оформляется в форме акта и направляется заявителю в течение трех дней с момента подписания.

8. В случае отказа представленные заявителем документы возвращаются ему, при этом объясняется порядок обжалования полученного отказа (п. 9).

9. Кандидат в опекуны (попечители) может быть снят с учета органа опеки и попечительства при наличии одного п.; двух оснований (и. 13):

o подача кандидатом в опекуны в орган опеки и попечительства сведений, препятствующих назначению его быть опекуном (попечителем);

o истечение двух лет со дня постановки гражданина на учет кандидатов в опекуны (попечители) (п. 12).

10. Подготовка кандидатов в опекуны (попечители) органами опеки и попечительства включает в себя следующие действия (п. 14):

o ознакомление кандидата с правами, обязанностями и ответственностью опекуна (попечителя) в соответствии с федеральным законодательством и законодательством соответствующего субъекта РФ;

o организацию обучающих семинаров по вопросам педагогики, психологии и основам медицинских знаний:

o обеспечение обследования кандидатов для оценки их психологической готовности к приему несовершеннолетнего лица в семью.

Подготовка кандидатов осуществляется по специально разработанной программе, утвержденной Минобрнауки России (п. 15) безвозмездно (п. 8).

II. Правила осуществления органами опеки и попечительства и организациями, осуществляющими различные услуги, полномочий в отношении несовершеннолетних лиц, оставшихся без попечения родителей.

Эти правила состоят из восьми пунктов. Изложим важнейшие положения, содержащиеся в них.

1. В случае отсутствия возможностей у органа опеки и попечительства осуществлять полномочия в отношении несовершеннолетних лиц, оставшихся без попечения родителей, последние могут передаваться им организациям, указанным в законе.

2. К организациям, указанным в п. 1, относятся следующие виды:

o медицинские;

o образовательные;

o социальные.

3. Полномочия организаций, указанных в п. 2:

o выявление несовершеннолетних лиц, нуждающихся в опеке и попечительстве;

o подбор кандидатов в опекуны (попечители).

4. Организации могут работать с подопечными как на возмездной, так и на безвозмездной основе (в зависимости от договоренностей с органами опеки и попечительства) ( п. 3).

5. Отбор организаций осуществляется органами опеки и попечительства в порядке, установленном Минобрнауки РФ.

6. Организации, желающие выполнять полномочия органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних лиц, должны подать в органы опеки и попечительства соответствующие заявления от имени своего руководителя и комплект учредительных документов своей организации, доказывающих легальность руководства организацией.

7. Срок, отведенный законом для принятия решения органом опеки и попечительства о передаче организации полномочий или об отказе в этом, ограничен: он должен быть не более 30 дней.

8. Копия решения органа опеки и попечительства о передаче полномочий организации должна быть направлена заявителю в течение семи дней со дня подписания (п. 4).

9. Контроль за деятельностью организации, осуществляющей полномочия органа опеки и попечительства, осуществляет орган опеки и попечительства в порядке, установленном им (п. 5).

10. Порядок проведения обследования условий жизни несовершеннолетних лиц, нуждающихся в опеке (попечительстве), и форма акта о результатах обследования устанавливается Минобрнауки России.

III. Правила заключения договора об осуществлении опеки и попечительства.

Эти правила состоят из четырех пунктов. Выделим наиболее важные положения в них:

1) опекун (попечитель) должен подписывать договор лично (п. 2);

2) договор может заключаться как в отношении одного несовершеннолетнего лица, так и в отношении нескольких лиц (п. 2);

3) договор заключается в месте проживания опекуна и подопечного в течение 10 дней со дня принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна (попечителя) (п. 3);

4) размер вознаграждения опекуна (попечителя) не должен превышать 5% дохода от имущества несовершеннолетнего лица за отчетный период в случаях (п. 4):

o хранения его;

o использования его;

o управления им.

IV. Правила создания приемной семьи н контроля за условиями жизни и воспитании ребенка в ней.

1. Приемная семья, ранее считавшаяся самостоятельной формой воспитания, теперь представляет собой разновидность опеки. Стало быть, на нее распространяются правовые нормы, регулирующие опеку над несовершеннолетним лицом, и, кроме того, правовое регулирование ее имеет свои особенности.

2. Приемная семья определяется как опека (попечительство) над ребенком (детьми) на основании договора о приемной семье, заключенного между органом опеки и попечительства и приемными родителями, заключенный на срок, указанный в договоре (и. 2). При передаче ребенка орган опеки и попечительства должен руководствоваться интересами ребенка (п. 9).

3. Договор заключается в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ от 18 мая 2009 г. № 423 и с учетом положения ст. 153.1 СК РФ.

4. Количество приемных детей не должно быть более восьми, включая родных (п. 4).

5. Действия органа опеки и попечительства при оформлении передачи ребенка в приемную семью:

o выявляются личные качества лиц на предмет определения их пригодности быть воспитателями приемных детей (п. 5);

o кандидатам в приемные родители сообщается информация о подопечном лице и выдается направление для посещения его по месту жительства (нахождения) (п. 7);

o знакомят будущего приемного родителя с личным делом ребенка и медицинским заключением о его состоянии здоровья (п. 8);

o выявляется мнение ребенка о передаче его в приемную семью;

o дети, связанные родственными отношениями, должны передаваться в одну и ту же приемную семью (п. 9).

6. Способы проверки условий проживания в приемной семье те же, что и в опекунских и попечительских семьях (см. Правила, описанные в п. V).

V. Правила осуществления органами опеки и попечительства проверки соблюдения законных интересов подопечных лиц и выполнения своих прав и обязанностей опекунами (попечителями).

Эти правила состоят из 14 пунктов. Приведем их основные положения.

1. Виды проверок, проводимых органами опеки и попечительства:

o плановые проверки;

o внеплановые проверки.

2. Объекты проверки:

o условия жизни подопечных лиц;

o соблюдение опекунами (попечителями) законных интересов подопечных лиц;

o выполнение своих обязанностей опекунами (попечителями),

3. Основанием для проверок являются соответствующие акты органа опеки и попечительства.

4. Осуществляют проверку специальные органы опеки и попечительства.

5. Частота проведения плановых проверок (п. 4):

o один раз в течение первого месяца после назначения опекуна (попечителя);

o один раз в три месяца в течение первого года после назначения опекуна (попечителя);

o один раз в шесть месяцев в течение второго года и последующих лет после назначения опекуна (попечителя).

6. Объектами оценки при проверках являются:

а) сам подопечный. При этом оцениваются его:

o жилищно-бытовые условия;

o состояние здоровья;

o соблюдение гигиены;

o эмоциональное и физическое развитие;

o навыки самообслуживания;

б) семья, в которой проживает подопечный:

o отношение членов семьи к подопечному лицу;

o возможность семьи обеспечить потребности развития подопечного лица (п. 5).

7. Поводом и основанием для проведения внеплановой проверки являются полученные органом опеки и попечительства сведения о неисполнении или ненадлежащем исполнении опекуном (попечителем) своих обязанностей либо о нарушении интересов подопечного лица (и. 6).

8. По результатам проверки должен быть составлен в течение 10 дней Акт проверки, в котором отражаются выявленные нарушения, рекомендации опекуну (попечителю) и предложение о привлечении его к ответственности.

9. Акт проверки должен быть составлен в двух экземплярах и утвержден руководителем органа опеки и попечительства. Один экземпляр утвержденного Акта в течение трех дней должен быть отправлен опекуну (попечителю) (п. 8).

10. Полученный опекуном (попечителем) Акт проверки может быть обжалован в судебном порядке.

11. Акт проверки является документом строгой отчетности и должен храниться в личном деле подопечного лица (п. 12).

12. Меры, принимаемые органом опеки и попечительства в случае выявления нарушения законодательства в отношении подопечного лица (п. 13):

o освобождение опекуна (попечителя) от исполнения его обязанностей;

o устройство подопечного лица в другую семью.

VI. Правила ведения личных дел подопечных лиц.

Эти правила состоят из 19 пунктов. Основные положения этих правил следующие.

1. Дан перечень документов, подлежащих хранению в личном деле подопечного лица. В него включены следующие документы:

o свидетельство о рождении либо документы, заменяющие его (заключение медицинской комиссии, установившей возврат подопечного лица, паспорт для лиц старше 14 лет);

o акт о назначении опекуна (попечителя);

o документ, подтверждающий отсутствие родителей у подопечного лица либо невозможность воспитания ими своих детей (решение суда о лишении родительских прав; о признании судом недееспособности, ограниченной дееспособности, безвестного отсутствия либо смерти родителей; свидетельство о смерти родителей либо заявление их о согласии на усыновление их ребенка другими лицами; справка об отбывании родителями уголовного наказания и иные документы);

o медицинские документы о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии, а также о психическом состоянии подопечного лица;

o документ об образовании (для детей школьного возраста);

o другие документы, перечисленные в п.З. Правил при их наличии (19 видов), среди них ежегодные отчеты опекунов (попечителей).

2. Все документы, перечисленные выше, касающиеся подопечного лица, передаются на хранение опекуну (попечителю) в момент его назначения. Последний обязан их вернуть в орган опеки и попечительства по окончании срока опеки (попечительства).

3. В случае изменения места воспитания подопечного лица (например, перевода в детский дом) документы о нем передаются вместе с ним принимающей стороне.

После окончания пребывания подопечного лица под опекой (попечительством) или в организации для детей-сирот им выдаются следующие документы (п. 18):

o паспорт;

o полис обязательного страхования;

o медицинские документы о состоянии здоровья;

o документ об образовании;

o справка о пребывании подопечного лица под опекой (попечительством);

o пенсионные документы (при их наличии).

По достижении 18 лет личное дело подопечного лица передается в архив органа опеки и попечительства, в котором хранится в течение 75 лет, после чего подлежит экспертизе ценности документов (п. 19).

Следует иметь в виду, что правовое регулирование опекунства (попечительства) в Российской Федерации в настоящее время не исчерпывается назваными выше документами (СК РФ, ГК РФ, Федеральный закон "Об опеке и попечительстве", постановление Правительства РФ от 18 мая 2009 г. № 453). Оно регулируется еще двумя приказами Минобрнауки РФ:

o от 24 сентября 2010 г. № 957 "Об утверждении Административного регламента исполнения федеральной службой но надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению контроля за деятельностью органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан";

o от 14 сентября 2009 г. № 334 "О реализации постановления Правительства РФ от 18 мая 2009 № 423".

Кроме того, правоприменительным органам направлено письмо Минобрнауки РФ от 31 августа 2010 г. № 06-364 "О применении законодательства по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних".

Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Данная форма устройства детей имеет следующие особенности.

1. Дети в воспитательных учреждениях находятся на полном государственном обеспечении.

2. Учреждение выполняет обязанности опекуна и попечителя.

3. Права воспитанников в таких учреждениях совпадают с правами детей, воспитываемых в семье биологических родителей, опекунов, попечителей, приемных родителей. При этом им предоставлены некоторые дополнительные права, предусмотренные п. 1 ст. 155.3 СК РФ и п. 30 Типового положения "Об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", утвержденного постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. № 676, а именно:

o право на льготы при трудоустройстве по окончании пребывания в государственном учреждении;

o право на бесплатное ОГЛАВЛЕНИЕ и получение общего образования в соответствии с государственными образовательными стандартами;

o право на удовлетворение потребностей в эмоционально-личностном общении;

o право на защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности;

o право на развитие своих творческих способностей и интересов;

o право на получение квалифицированной помощи в обучении и коррекцию имеющихся проблем в развитии.

4. Воспитательное учреждение является представителем своих воспитанников в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия и защищает личные и имущественные интересы воспитанников (ст. 26, 28, 37-38 ГК РФ; ст. 155.2 СК РФ).

5. Воспитательное учреждение несет ответственность за вред, причиненный воспитанниками, либо полностью, если они не достигли 14 лет, либо субсидиарно, если они находятся в возрасте от 14 до 18 лет.

6. Обязанность по возмещению вреда, причиненного малолетним воспитанником, не прекращается с достижением им совершеннолетия или получения им имущества, достаточного для возмещения причиненного им вреда (п. 2 и 4 ст. 1073 ГК РФ). Обязанность воспитательного учреждения по возмещению вреда, причиненного воспитанником в возрасте от 14 до 18 лет, прекращается по достижении им совершеннолетия либо получения доходов, достаточных для возмещения причиненного им вреда, либо когда он приобрел в полном объеме дееспособность до достижения совершеннолетия (п. 2 и 3 ст. 1074 ГК РФ).

7. Администрация воспитательного учреждения обязана в течение трех месяцев с момента поступления ребенка оформить договор передачи жилого помещения, в котором он проживал, в его собственность (приватизировать), если в помещении никто не проживает.

8. Средства от сделок с приватизированными жилыми помещениями, в которых проживали исключительно несовершеннолетние, зачисляются па лицевые счета воспитанников в местном отделении Сбербанка России. Такие сделки возможны только с разрешения органа опеки и попечительства.