Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации"

(преамбула)

Настоящим Федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяются правовые и организационные основы системы государственной службы Российской Федерации, в том числе системы управления государственной службой Российской Федерации.

Основы законодательства – разновидность актов, закрепляющих основные принципы, на основании и в развитие которых принимаются иные нормативные правовые акты. Принятие основ законодательства, основ, основных принципов предопределено федеративной природой Российского государства, наличием двух правовых систем, делением предметов ведения между Федерацией и ее субъектами. Так, например, по вопросам, составляющим предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов, принимаются основы законодательства. Их цель, с одной стороны, – обеспечить федеративное регулирование, с другой – допустить в установленных рамках правотворчество субъектов РФ. Наименования актов такого рода содержат следующие обороты: "общие принципы", "основы". Например, Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-Φ3 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

Федеральные законы о ратификации и денонсации международных договоров РФ принимаются в соответствии со ст. 106 Конституции РФ. Эти законы отличаются своим наименованием, процедурой принятия, местом в системе правовых актов. Так, в отличие от всех других федеральных законов, эти акты обязательно рассматривает Совет Федерации. Посредством принятия этих законов международные договоры РФ включаются в отечественную правовую систему. Тексты международных договоров публикуются в Бюллетене международных договоров.

Достаточно разнообразна и многочисленна система подзаконных актов. Наибольшей юридической силой в системе подзаконных нормативных правовых актов обладают указы Президента РФ. Указы издаются по вопросам компетенции главы государства, которые установлены гл. 4 Конституции РФ, и не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Указы Президента РФ обязательны на территории всей страны.

Акты Президента РФ могут быть нормативными и ненормативными. Их различие состоит в степени определенности их адресата, персонифицированности. Нормативные указы адресованы неопределенному кругу лиц. Ненормативные акты (указы и распоряжения) могут быть продемонстрированы на примере документов по кадровым вопросам. Они представляют собой акты правоприменительные, так как созданы в соответствии с законным полномочием и адресованы конкретным людям.

Постановления Правительства РФ издаются на основании Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ. Постановления Правительства РФ обязательны для исполнения на всей территории РФ. Они могут быть отменены Президентом РФ в том случае, если они противоречат Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ.

Исполнение постановлений Правительства РФ обеспечивается в пределах предметов ведения и полномочий Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов. В пределах этих полномочий органы исполнительной власти Российской Федерации и субъектов образуют единую систему.

Акты федеральных органов исполнительной власти издаются полномочными органами по вопросам их компетенции. Органы исполнительной власти издают правовые акты в двух формах: нормативные и индивидуальные. Нормативные правовые акты издаются в форме постановлений, инструкций, приказов, правил, положений. Они обязательны для всех граждан и организаций, в том числе не подчиненных данному ведомству. Все акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права и законные интересы граждан, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ. Условием их действия является официальное опубликование. Это требование установлено ч. 3 ст. 15 Конституции РФ.

Система законодательства субъектов РФ включает в себя конституцию или устав, которые являются учредительными актами субъектов РФ. Республики в составе Российской Федерации принимают конституции. Автономные округа, автономные области, города федерального значения, края и области издают основной закон в форме устава. Эти акты закрепляют формирование органов государственной власти субъекта РФ, порядок проведения выборов, основные формы взаимодействия с местным самоуправлением. Конституции и уставы должны соответствовать Конституции РФ и федеральным законам.

Статья 5 Конституции РФ

1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации.

2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

Закон субъекта РФ – нормативный правовой акт, принимаемый законодательным (представительным) органом субъекта РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами, конституцией или уставом субъекта РФ. Законы субъектов РФ регулируют основные вопросы государственного, экономического и социального развития, находящиеся в ведении субъекта РФ или в совместном ведении. Законы субъектов РФ могут приниматься также по предметам совместного ведения, при этом они должны соответствовать федеральным законам в данной сфере. Например, принят Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". На основании данного Федерального закона и в соответствии с ним большинство субъектов РФ приняли свои акты, например Закон Санкт-Петербурга от 23.09.2009 № 420-79 "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге". Основная сфера регулирования законов субъектов РФ – предметы ведения субъектов РФ.

Органы исполнительной власти субъектов РФ также управомочены на издание нормативных правовых актов. Президенты республик, главы администраций краев, областей, автономных округов и автономной области, мэры городов федерального значения, а также органы исполнительной власти субъектов РФ издают указы, постановления, приказы, положения, инструкции и иные подзаконные нормативные правовые акты. Эти акты издаются в пределах и формах, установленных для соответствующих органов.

Акты органов местного самоуправления устанавливают обязательные нормы права для населения соответствующих территорий. Учредительными документами органов местного самоуправления устанавливается статус органов и должностных лиц, порядок их формирования, полномочия, порядок управления муниципальной собственностью, правила общественного порядка и иные нормы местного значения. Уставы муниципальных образований принимаются местным референдумом, публикуются в СМИ и подлежат государственной регистрации.