Федеральные суды общей юрисдикции

Наибольшее количество федеральных судов входит в подсистему судов общей юрисдикции. К их ведению отнесено разрешение подавляющего большинства дел, рассматриваемых в судебном порядке. Это прежде всего дела уголовные (о деяниях, признаваемых преступными и наказуемых в соответствии с предписаниями УК РФ) и гражданские (о различного рода спорах имущественного, а порой и неимущественного характера, возникающих между гражданами, между гражданами и государственными или негосударственными организациями, между организациями), а также административные (о правонарушениях, ответственность за которые вправе возлагать суды в соответствии с КоАП РФ).

В этой подсистеме федеральных судов четко обозначены две группы судов — суды гражданские и суды военные. Исходные положения об их организации и полномочиях регламентируются Федеральными конституционными законами "О судебной системе Российской Федерации" и "О военных судах Российской Федерации", а также Законом РСФСР от 8 июля 1981 г. "О судоустройстве РСФСР".

Основным звеном гражданских судов общей юрисдикции являются районные суды (допускается и иное их наименование — городские суды, межмуниципальные суды и др.). Всего их насчитывается около 2,5 тыс. Эти суды являются преимущественно судами первой инстанции. В наши дни они рассматривают по существу большинство гражданских и уголовных дел, а также многие дела об административных правонарушениях. Они также принимают решения по значительному кругу вопросов, возникающих в связи с подготовкой материалов гражданских или уголовных дел к рассмотрению в судебных заседаниях (к примеру, о заключении под стражу лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, продлении срока такого заключения, производстве обыска в жилом помещении, наложении ареста на имущество, полученное в результате преступных действий или нажитое преступным путем, законности или обоснованности жалоб граждан на решения и действия органов, осуществляющих предварительное расследование, а равно о законности или обоснованности разного рода ходатайств — об обеспечении гражданского иска, истребовании доказательств, о производстве прослушивания телефонных переговоров и т.д.).

Районные суды уполномочены также выполнять функцию суда второй (апелляционной) инстанции в тех случаях, когда они осуществляют контроль за законностью и обоснованностью приговоров и других решений мировых судей.

Большая часть дел в районных судах рассматривается судьями единолично. Однако для некоторых случаев (при разбирательстве уголовных дел о тяжких преступлениях) закон предусматривает возможность коллегиального рассмотрения дел.

Приговоры и иные решения этих судов, как и всех других судов, являются обязательными к исполнению повсеместно на территории России всеми государственными и негосударственными учреждениями и организациями, должностными лицами и гражданами.

Средним звеном гражданских судов общей юрисдикции являются суды субъектов РФ — верховные суды республик, краевые, областные и городские (в Москве и Санкт-Петербурге) суды, суды автономной области и автономных округов. На эти суды возложены функции одновременно нескольких судебных инстанций — первой, второй (кассационной) и инстанции, проверяющей приговоры и иные решения, вступившие в законную силу.

В качестве первой инстанции они рассматривают уголовные дела преимущественно о наиболее опасных преступлениях, за которые возможно применение самых строгих мер наказания (лишение свободы на срок свыше 15 лет, пожизненное лишение свободы, смертная казнь), а также некоторых других. Из числа гражданских дел суды этого уровня разрешают по существу ограниченный круг дел, отличающихся, как правило, повышенной сложностью и ответственностью принимаемых решений.

Значительный объем работы судов такого рода — разбирательство дел по второй (кассационной) инстанции. Его суть заключается в проверке законности и обоснованности приговоров и иных решений районных судов, не вступивших в законную силу, и в принятии мер с целью исправления обнаруженных следственных и судебных ошибок.

Существенной нагрузкой этих судов является осуществление функции проверки законности и обоснованности приговоров и иных судебных решений, вступивших в законную силу. Это направление деятельности называют производством в порядке надзора или производством ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств. Оно также имеет своей целью выявление судебных и следственных ошибок, принятие мер к их устранению.

В судах субъектов РФ основными структурными подразделениями, призванными осуществлять судебные функции, являются судебные коллегии по гражданским делам и судебные коллегии по уголовным делам, а также президиумы. Судебные коллегии выполняют функции судов первой и второй (кассационной) инстанций, а президиумы -инстанций, проверяющих дела в порядке надзора или по правилам пересмотра дел ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.

Разбирательство дел в судах этого уровня по первой инстанции производится, как правило, одним судьей (единолично). При наличии ходатайства подсудимого по уголовному делу возможно образование коллегиального суда из трех судей-профессионалов, назначенных в данный суд. Возможно образование суда в таком составе и по гражданским делам в случаях, когда это прямо предусмотрено законом (например, при рассмотрении представлений о роспуске местных избирательных комиссий). Для разбирательства уголовных дел во всех субъектах РФ при наличии ходатайства подсудимого может быть созван суд с участием присяжных заседателей (суд присяжных). В состав такого суда должны входить судья-профессионал и 12 присяжных заседателей, наделяемых соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом от 20 августа 2004 г. № 113-ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации".

Военные суды образуют особую ветвь в подсистеме судов общей юрисдикции, звеньями которой являются гарнизонные военные суды (основное звено), окружные (флотские) военные суды военных округов (флотов) и Военная коллегия Верховного Суда РФ. Специфика этих судов заключается в том, что они осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба, обладая полной независимостью при отправлении правосудия от органов исполнительной власти, в том числе военного командования. Им подведомственны уголовные дела о преступлениях и административных правонарушениях, совершенных, как правило, военнослужащими, а также дела по некоторым гражданско-правовым спорам, затрагивающим интересы военнослужащих или военных структур.

Верховный Суд РФ, как установлено в ст. 126 Конституции РФ, — высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, как гражданским, так и военным. На него возложены также осуществление в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебного надзора за деятельностью этих судов и дача разъяснений по вопросам судебной практики.

Верховный Суд РФ действует в качестве трех судебных инстанций: первой (рассматривает по существу гражданские и уголовные дела), второй (кассационной), а также инстанции, проверяющей приговоры и иные судебные решения, вступившие в законную силу в порядке надзора либо ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.

По первой инстанции Верховный Суд РФ рассматривает уголовные дела о преступлениях, совершенных членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы или судьями, в случае заявления этими лицами ходатайства о том, чтобы их дело рассмотрел данный Суд.

Из числа гражданских дел по первой инстанции ему подсудны дела: об оспаривании ненормативных правовых актов Президента РФ, палат Федерального Собрания, Правительства РФ; об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ и иных федеральных органов государственной власти, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций; об оспаривании постановлений о приостановлении или прекращении полномочий судей либо о прекращении их отставки; о приостановлении деятельности или ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов РФ; об обжаловании решений (уклонения от принятия решений) Центральной избирательной комиссии РФ, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий или соответствующих комиссий референдума; по разрешению споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, между органами государственной власти субъектов РФ, переданных на рассмотрение в Верховный Суд РФ Президентом РФ в соответствии со ст. 85 Конституции РФ.

В качестве кассационной (второй) инстанции Верховный Суд РФ призван проверять законность и обоснованность не вступивших в законную силу приговоров и иных судебных решений судов общей юрисдикции среднего звена. Осуществляемая им проверка законности, обоснованности и справедливости вступивших в законную силу приговоров и иных судебных решений распространяется на все суды общей юрисдикции.

Важное полномочие Верховного Суда РФ — дача разъяснений по вопросам судебной практики. Такие разъяснения оформляются в виде постановлений Пленума Верховного Суда РФ и обязательны не только для судов общей юрисдикции, но и для других органов и их должностных лиц, применяющих закон, по которому дано разъяснение.

Верховному Суду РФ принадлежат право законодательной инициативы и право обращаться в Конституционный Суд РФ по вопросам проверки конституционности федеральных законов и иных нормативных актов и др.

Основные его структурные подразделения, выполняющие судебные функции, — Пленум, Президиум, Кассационная коллегия, судебные коллегии (Судебная коллегия по гражданским делам, Судебная коллегия по уголовным делам, Военная коллегия).