Федеральные структуры управления книгоизданием

На протяжении длительного периода, предшествовавшего нынешнему становлению рыночных отношений в нашей стране, развитие издательского дела осуществлялось в рамках государственной системы централизованного экономического планирования, что предусматривало наличие государственной структуры, ответственной за реализацию государственной политики в области книгоиздания, полиграфии и книжной торговли. Такой структурой стал образованный в 1963 г. Государственный комитет Совета Министров СССР по печати. Фактически с созданием Комитета по печати было организационно завершено формирование отрасли книгоиздания в условиях административно-командной системы при полном ее подчинении партийно-государственному контролю.

На Комитет возлагались "руководство издательским делом, полиграфией и книжной торговлей, контроль в общегосударственном масштабе за ОГЛАВЛЕНИЕм и направлением издания литературы во всех ее видах, определение технической политики в полиграфической промышленности, подготовка сводных и перспективных планов выпуска книг, устранение параллелизма и дублирования изданий". Комитету непосредственно подчинялись 36 центральных издательств, 70 полиграфических предприятий, Всесоюзное объединение "Союзкнига", Всесоюзная книжная палата, некоторые научно-исследовательские институты и конструкторские бюро. Одной из целей, поставленных при создании Комитета по печати, была реорганизация сети центральных и местных издательств и создание вместо них крупных специализированных издательств. Одновременно с укрупнением вводилась централизованная система тематического планирования и координации, что позволило существенно ужесточить идеологический контроль над издательствами: теперь он распространялся фактически на каждую производимую в стране книгу.

В дальнейшем это ведомство многократно преобразовывалось. Длительное время, начиная с 1973 г., это был Государственный комитет СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли (Госкомиздат СССР), затем Государственный комитет СССР по печати, а незадолго до распада СССР - Министерство информации и печати СССР. В ноябре 1991 г. с распадом СССР оно было ликвидировано.

В январе 1992 г. было сформировано Министерство печати и информации Российской Федерации, которое уже в 1993 г. преобразовано в Комитет Российской Федерации по печати (с 1996 г. в название добавляется слово "Государственный", что повышает статус ведомства). Просуществовал он до середины 1999 г. и был в известном смысле последней специализированной общегосударственной управленческой структурой в области книжного дела.

В ведение созданного в июле 1999 г. Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций были переданы в том числе "разработка и реализация государственной политики в области... печати, издательской, полиграфической деятельности, распространения периодических изданий, книжной и иной печатной продукции". Однако новое министерство образовывалось как бы "с чистого листа" и не являлось правопреемником Государственного комитета Российской Федерации по печати. Наконец, в 2004 г. в ходе очередного реформирования российского правительственного аппарата функции этого министерства в части книгоиздания были переданы новому образованию - Федеральному агентству по печати и массовым коммуникациям, которое является "органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере печати, средств массовой информации и массовых коммуникаций, в том числе... издательской и полиграфической деятельности". Агентству был передан ряд организаций (рис. 2), ранее относящихся к министерству. Мы приводим их здесь для того, чтобы увидеть, из каких структур складывается отрасль книгоиздания. С мая 2008 г. Агентство перешло в ведение Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Следует отметить, что все перечисленные трансформации были так или иначе связаны с идеологическим характером этого ведомства, следствием чего становилось изменение целей и решаемых им задач вместе с изменением политической и экономической ситуации в стране. Особенно активно эти изменения происходили в период становления российской государственности в 90-е гг. прошлого столетия, чем и объясняется частая смена в те времена названий и руководителей ведомства печати.

Рис. 2. Организации Федерального агентства по печатии массовым коммуникациям (в скобках указано число переданных в ведение агентства субъектов издательского дела)

После проведения мероприятий, обеспечивших централизацию государственной власти в области книгоиздания, полиграфии и книжной торговли, было реализовано множество проектов, направленных на развитие отрасли. Самыми значительными, пожалуй, были меры по поддержке отечественной полиграфии, которые в то же время требовали и наиболее крупных капитальных вложений.

С 1965 г. введены в действие новые полиграфические комбинаты в городах Чехове, Твери (в те годы - г. Калинин), Можайске и Смоленске, проведена реконструкция ряда центральных и региональных полиграфпредприятий, внедрены офсет и фотонабор, книжные поточные линии. С 1980 по 1984 г. объем переработки текстовой информации с применением фотонаборной техники увеличился с 9 до 20%, рост рулонной офсетной печати составил 27%, на автоматических поточных линиях изготовлялось около 80% книг и брошюр.

В эти же годы создавались новые издательства. Упомянем здесь лишь наиболее известные из них: "Мир" (основано в 1964 г. на базе естественнонаучных и технических редакций Издательства иностранной литературы и Издательства литературы на иностранных языках); "Книга" (образовано в 1964 г. на базе издательства Всесоюзной книжной палаты, редакции литературы по издательскому делу, полиграфической технике и книжной торговле издательства "Искусство" и редакционно-издательских отделов Государственной библиотеки имени В.И. Ленина, Государственной публичной библиотеки имени М.Е. Салтыкова-Щедрина и Всесоюзной государственной библиотеки иностранной литературы; в 1991 г. реорганизовано в акционерное издательство "Книга и бизнес"); "Русский язык" (образовано в 1974 г. на базе словарных редакций издательства "Советская энциклопедия" и редакций учебной литературы для иностранцев издательств "Прогресс" и "Высшая школа"); "Радуга" (в 1982 г. выделилось из издательства "Прогресс" как самостоятельное государственное издательство, в 1996 г. приватизировано); "Книжная палата" (создано в 1987 г. на базе редакций и отделов, переданных из издательства "Книга", и производственных библиографических отделов Всесоюзной книжной палаты); "Политехника" (образовано в 1989 г. в Ленинграде на базе отделения издательства "Машиностроение"). Отметим, что продукция большинства из этих издательств и сегодня занимает свое место на российском книжном рынке, хотя и в гораздо меньших, чем прежде, масштабах.

В 1973 г. Советский Союз вступил во Всемирную (Женевскую) Конвенцию об авторском праве. Это событие стало беспрецедентным для книжного мира, поскольку означало, по крайней мере для зарубежных партнеров, некоторую либерализацию в одной из самых идеологизированных отраслей социалистического государства. Впрочем, все может быть гораздо проще, и со стороны Советского Союза этот шаг был в определенной степени вынужденным. Как писал Б.И. Стукалин (1923-2004), возглавлявший в те годы Госкомиздат СССР, "...в начале 70-х годов США связывали условия распространения на нашу страну статуса наиболее благоприятствуемой нации в единый пакет: предоставление свободы эмиграции евреям, выплату долгов по ленд-лизу и присоединение к Всемирной Конвенции по авторским правам". Соглашение о порядке погашения долгов по ленд-лизу было заключено в 1972 г. А вот проблема эмиграции в СССР перестала существовать лишь к концу 1980-х гг. в силу исторических причин. С другой стороны, отмечает Б.И. Стукалин, "...присоединение к Всемирной (Женевской) Конвенции не только не противоречит нашим национальным интересам, но и откроет новые возможности для развития культурного обмена, облегчит доступ к наиболее важным для нас зарубежным источникам информации во всех областях человеческой деятельности. В то же время Бернская Конвенция, с ее чрезмерно жесткой регламентацией, представлялась для нас неприемлемой". Как известно, не Советский Союз, а уже Российская Федерация подписала Бернскую конвенцию в 1995 г.

Следующим шагом к большей открытости отечественного книгоиздания стало проведение в 1977 г. первой Московской международной книжной выставки-ярмарки, которая сразу стала крупнейшей в мире неанглоязычной книжной ярмаркой и остается таковой по сегодняшний день. По свидетельству Гордона Грэма - известного издателя, в 80-х гг. прошлого столетия возглавлявшего британскую Ассоциацию издателей, "Первая Международная московская книжная ярмарка стала свидетельством того, что русские научились делать бизнес" и "Даже присоединение СССР в 1973 году к Всеобщей конвенции об авторских правах, само по себе явление почти неправдоподобное, уступало по значению той либерализации, в которой можно было убедиться на ярмарке". Конечно, это была либерализация своеобразная и бизнес своеобразный, действующий в прокрустовом ложе социалистической плановой экономики, однако уже тогда перенимались некоторые атрибуты рыночных отношений, формирующихся на основе реального потребительского спроса. При этом важным для издателей было обретение опыта заключения деловых соглашений по приобретению прав на издания и по продвижению отечественной литературы за рубеж.

Особым в развитии отечественного книгоиздания стал период второй половины 1980-х гг. Госкомиздат СССР в те годы возглавлял М.Ф. Ненашев (род. 1929). В ноябре 1986 г. решением коллегии Госкомиздата СССР "О расширении прав и самостоятельности издательств и совершенствовании тематического планирования" было отменено утверждение этой государственной структурой ежегодных тематических планов для издательств, которые получили право формировать их самостоятельно. В декабре того же года были приняты решения о расширении самостоятельности и прав типографий и предприятий книжной торговли ("О совершенствовании организации книгораспространения" и "О перестройке управления полиграфической промышленностью, развитии специализации и совершенствовании отношений между издательствами и полиграфическими предприятиями"). На практике это вело к установлению договорных отношений между участниками издательского дела при их относительной, но все же существенно большей, в сравнении с прежней, свободе действий. В результате значительно сократился срок подготовки и выпуска книг. Если раньше на создание книги уходили годы, то теперь во многих случаях месяцы, а порой и дни. Вслед за этим был расширен состав самих участников издательской деятельности за счет создания кооперативных издательств. При этом следует отметить, что создаваемые кооперативы пользовались экономическими льготами и зачастую перетягивали на себя существенные объемы коммерчески выгодных проектов издательств, при которых они создавались.

В мае 1988 г. был принят Закон "О кооперации в СССР". В августе того же года зарегистрирован первый редакционно-производственный кооператив "Текст", образованный для выпуска отечественной и зарубежной фантастики (в 1991-1992 гг. издательство выпустило первое собрание сочинений братьев Стругацких).

С 1988 г. действует решение о выпуске книг и брошюр за счет средств авторов. В принятом в этой связи Положении говорилось, что "Издательства обязаны с учетом профиля выпускаемой литературы принимать рукописи авторов, рассматривать их и решать вопрос о возможности публикации на условиях полной самоокупаемости". При этом "...ответственность за идейно-художественное, научное ОГЛАВЛЕНИЕ книг, издаваемых за счет авторских средств, несет в первую очередь автор", что само по себе было новым, поскольку прежде ответственность за увидевшие свет произведения печати несли исключительно издательства (в "Положении о социалистическом государственном издательстве" - основном документе, регламентирующим деятельность издательств, говорилось: "Издательство обязано на основании решений и указаний КПСС и Советского Правительства, в соответствии с задачами хозяйственного и культурного строительства обеспечивать высокий идейно-теоретический, научный и художественный уровень произведений печати..."). Спустя год право на выпуск книг за счет средств автора получили все структуры, имеющие разрешение на издательскую деятельность.

Чрезвычайно важным для развития печати стало принятие в 1990 г. Закона СССР "О печати и других средствах массовой информации", который декларировал свободу печати и отмену цензуры. Закон предусматривал возможность учреждения средств массовой информации не только юридическими, но и физическими лицами, достигшими 18 лет. Устанавливалось также, что учреждение любого средства массовой информации носит не разрешительный, а регистрационный характер, т.е. не требует получения в какой-либо форме разрешения на функционирование. В результате принятия этого Закона уже в 1990 г. число издательств и издающих организаций возросло более чем в два раза. В 1991 г. было выдано 1597 лицензий на право ведения издательской деятельности.

В 1990-х гг. при активном участии федерального ведомства, которое подготавливало и принимало соответствующие отраслевые нормативные документы, в России вместо монопольной государственной издательской системы начала складываться многоукладная система из издательств различных форм собственности. Уже в 1993 г. выпуск книг негосударственными издательствами превысил выпуск книг в государственном секторе, а в 2004 г. они выпускали уже 68,2% книг по числу названий и 91,3% по тиражу. Сейчас уже нет необходимости вести такого рода учет, поскольку подавляющее большинство книжной продукции выпускается в негосударственном секторе экономики России. Следует отметить, что в результате сложностей переходного к рынку периода конца 1980-х - начала 1990-х гг. произошел резкий спад книжного производства. Рекордное падение объемов выпуска книжной продукции в Российской Федерации пришлось на 1992 г., когда по сравнению с предыдущим годом (в 1991 г. в России вышло 34 050 книг общим тиражом 1 629 960,3 тыс. экземпляров) выпуск упал на 5,3 тыс. названий и на 300 млн экземпляров. В том году он достиг нижнего за многие десятилетия уровня по числу названий и составил 28 716 изданий. При этом совокупный тираж продолжал сокращаться и в последующие годы, и достиг своего минимума (407,6 млн экземпляров) в 1998 г.

Многие процессы, сопровождавшие становление современной издательской системы в России, инициировались или были санкционированы федеральным управленческим органом. В то же время в ходе развития рыночных отношений (надо сказать, что отрасль книгоиздания едва ли не первой среди прочих отраслей стала "примерять на себя" атрибуты рынка) круг вопросов, которыми непосредственно занималась федеральная структура в отношении печати, неуклонно сужался, и, как показывает современная практика, трансформации системы государственного управления в стране лишь стимулируют этот процесс сужения. Однако вряд ли когда-нибудь книгоиздание будет полностью брошено государством на произвол судьбы и рынка.