Лекция 8. Федеральные налоговые доходы

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

– определение федеральных налогов и сборов;

– особенности уплаты налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на доходы физических лиц, налога на прибыль организаций;

– правовые основы для исчисления и уплаты налогов;

уметь

– различать доходы от источников в Российской Федерации и за пределами Российской Федерации;

– определять размер налоговой базы при получении социальных, имущественных и профессиональных налоговых вычетов;

– различать особенности различных специальных налоговых режимов;

владеть навыками

– определения налоговой базы и налоговых ставок при уплате федеральных налогов и сборов.

В структуре доходов консолидированного бюджета РФ доминирующее положение занимают поступления от федеральных налоговых доходов. В представленной главе подробно рассмотрены все виды федеральных налоговых доходов, включая таможенные платежи, определены их основные элементы, особенности уплаты и порядок расчета. Приведены ключевые направления налоговой политики по основным видам федеральных налогов. В частности, рассмотрены вопросы реформирования НДС, налога на прибыль, налога на добычу полезных ископаемых, порядка налогообложения специальными налоговыми режимами.

Ключевые понятия

Федеральные налоги и сборы, объекты налогообложения, налогоплательщики, налоговая база, налоговый период, налоговые вычеты, специальные налоговые режимы

Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК и обязательны к уплате на всей территории РФ.

К ним относятся следующие налоги: НДС; акцизы; налог на доходы физических лиц; налог на прибыль организаций; налог на добычу полезных ископаемых; государственная пошлина; водный налог; сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.

Налог на добавленную стоимость

НДС введен в России с 1 января 1992 г. Законом РСФСР от 06.12.1991 № 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" в качестве федерального налога. НДС является основным налоговым источником федерального бюджета. При этом ставка НДС была снижена в 2004 г. с 20% до 18%.

В начале налоговой реформы было признано, что любые резкие изменения в НДС вряд ли будут оправданы, поэтому из серьезных нововведений предлагалось ограничиться только приближением конструкции российского НДС к международным аналогам. В рамках этой задачи модернизация НДС была проведена по следующим направлениям:

– приближение основных понятий и структуры законодательства о НДС к европейским требованиям – введение понятий места реализации товаров и услуг, нулевой ставки;

– включение в число налогоплательщиков индивидуальных предпринимателей;

– введение режима освобождения от обязанностей налогоплательщика НДС;

– переход к взиманию НДС на основе единой налоговой ставки (не учитывая ставку 0%);

– переход к взиманию НДС на основе метода начислений, при котором момент возникновения налоговых обязательств, как и момент возникновения права на налоговый вычет, определяется как наиболее ранний из трех моментов – получение (выставление) счета-фактуры, получение (осуществление) оплаты, отгрузка (получение) товара;

– сокращение освобождений от уплаты налога до перечня стандартных освобождений, применяющегося в международной практике;

– переход к заявительному порядку возмещения НДС и единой налоговой декларации по операциям, облагаемым по ставке 0%, и прочим операциям;

– регламентация других вопросов в налоговом законодательстве, в частности, порядка возмещения НДС.

Все эти нововведения были реализованы на практике на протяжении периода проведения налоговой реформы.

Следует также отметить, что с 2008 г. продолжительность налогового периода по НДС увеличена до квартала. Это решение позволило не только разово увеличить финансовые ресурсы налогоплательщика, но и облегчить администрирование данного налога.

Правовые основы уплаты НДС закреплены в гл. 21 НК.

Традиционно этому налогу уделяется особое внимание при формировании налоговой политики РФ.

Налогоплательщиками НДС выступают:

– организации;

– индивидуальные предприниматели;

– лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее в настоящей главе – налог) в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле.

Объектом налогообложения признаются следующие операции:

– реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. При этом передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг);

– передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;

– выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

– ввоз товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности 2 млн руб. Вместе с тем данное положение не распространяется на организации и индивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев, а также не применяется в отношении обязанностей, возникающих в связи с ввозом на таможенную территорию РФ товаров, подлежащих налогообложению.

В целях налогообложения по НДС местом реализации товаров признается территория РФ, при наличии одного или нескольких следующих обстоятельств:

– товар находится на территории РФ и иных территориях, находящихся под ее юрисдикцией, и не отгружается и не транспортируется;

– товар в момент начала отгрузки и транспортировки находится на территории РФ и иных территориях, находящихся под ее юрисдикцией.

Местом реализации работ (услуг) признается территория РФ, если:

– работы (услуги) связаны непосредственно с недвижимым имуществом (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), находящимся на территории РФ. К таким работам (услугам), в частности, относятся строительные, монтажные, строительно-монтажные, ремонтные, реставрационные работы, работы по озеленению, услуги по аренде;

– работы (услуги) связаны непосредственно с движимым имуществом, воздушными, морскими судами и судами внутреннего плавания, находящимися на территории РФ. К таким работам (услугам) относятся, в частности, монтаж, сборка, переработка, обработка, ремонт и техническое обслуживание;

– услуги фактически оказываются на территории РФ в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта;

– покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории РФ.

Статьей 149 НК определен закрытый перечень операций, не подлежащих налогообложению на территории РФ. В него входят, в частности, реализация важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий, оказание медицинскими организациями медицинских услуг, услуги скорой медицинской помощи, оказание услуг по перевозке пассажиров, реализация (передача для собственных нужд) предметов религиозного назначения и религиозной литературы, реализация банками банковских операций, оказываемые учреждениями культуры и искусства услуги в сфере культуры и искусства и многое другое.

В случае, если налогоплательщиком осуществляются операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), налогоплательщик обязан вести раздельный учет таких операций.

Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).

Налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг). Кроме того, гл. 21 НК предусмотрены особенности определения налоговой базы по отдельным видам сделок, а также для отдельных категорий лиц.

Налоговый период (в том числе для налогоплательщиков, исполняющих обязанности налоговых агентов) устанавливается как квартал.

По НДС предусмотрено три вида налоговых ставок: 0%, 10% и 18%.

Налогообложение производится по налоговой ставке 0% при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, некоторых видов работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией отдельных видов товаров, а также в иных обусловленных налоговым законодательством случаях (например, услуг по международной перевозке товаров, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории РФ).

Налогообложение производится по налоговой ставке 10% при реализации: продовольственных товаров, товаров для детей, некоторых периодических печатных изданий, книжной продукции, некоторых медицинских товаров отечественного и зарубежного производства, лекарственных средств, изделий медицинского назначения.

Во всех остальных случаях налогообложение производится по налоговой ставке 18%.

Сумма налога при определении налоговой базы исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете – как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.

При реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога.

Сумма налога, предъявляемая налогоплательщиком покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, исчисляется по каждому виду этих товаров (работ, услуг), имущественных прав как соответствующая налоговой ставке процентная доля цен (тарифов).

При реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг) или со дня передачи имущественных прав. Счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету (ст. 168, 169 НК).

Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на установленные НК налоговые вычеты. Налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных в НК, и при наличии соответствующих первичных документов.

Если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, увеличенную на суммы налога, восстановленного в соответствии с НК, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения, подлежит возмещению налогоплательщику, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.

В последнее время одним из наиболее обсуждаемых и актуальных вопросов налоговой политики является возможное снижение НДС. При этом возможны два варианта развития событий: введение единой ставки НДС в размере 12% или же – снижение ставки НДС до 14% с сохранением льготной ставки 10% по отдельным группам товаров (детские товары, лекарства и т.п.). Считается, что оба варианта развития событий будут способствовать стимулированию экономического роста. Однако для осуществления такой налоговой реформы необходимо проанализировать выпадающие доходы федерального бюджета и предложить альтернативные источники доходов.