Федеральные налоги

К федеральным налогам США относятся:

- индивидуальный подоходный налог;

- налог на прибыль корпораций;

- социальные налоги;

- акцизы;

- налог с наследств и дарений и некоторые другие налоги.

Таможенные пошлины также взимаются на федеральном уровне.

Основным источником налоговых доходов федерального бюджета служит индивидуальный подоходный налог - его доля составляет почти 50%. Далее по значимости следуют акцизы и социальные налоги. Рассмотрим основные налоги федерального уровня подробнее.

Индивидуальный подоходный налог (individual income tax)

Впервые индивидуальный подоходный налог был введен Законом о доходах 1894 г. (The Revenue Act of 1894). Признанный неконституционным в 1895 г. подоходный налог (income tax) затем был восстановлен Законом о доходах 1913 г. после ратификации 16-й поправки к Конституции США, провозгласившей право Конгресса устанавливать и взимать налоги с доходов граждан.

Индивидуальный подоходный налог уплачивают граждане США; лица, не являющиеся гражданами США, но признаваемые налоговыми резидентами США; а также лица, не являющиеся резидентами США.

Налоговыми резидентами США признаются лица согласно тесту "грин кард" (green card) или тесту "значительного срока пребывания".

Если лицо имеет вид на жительство в США ("грин кард"), то для целей налогообложения оно признается налоговым резидентом США.

Тест "значительного срока пребывания" представляет собой разновидность теста физического присутствия, согласно которому резидентом юрисдикции признается лицо, пробывшее на ее территории не менее установленного числа дней. В США фактический срок пребывания физического лица рассчитывается следующим образом. Если лицо находилось на территории США не менее 31 дня в отчетном календарном году, необходимо подсчитать общее число дней пребывания за три последних года (включая отчетный год, т.е. год подачи декларации), а затем получить расчетную величину согласно формуле

где Др - количество дней пребывания лица на территории США для определения статуса налогоплательщика; Д0 - количество дней пребывания лица в отчетном году; Д.1 - количество дней пребывания лица в году, предшествующем отчетному; Д.2 - количество дней пребывания лица за два года до отчетного.

Если расчетный показатель Др больше или равен 183 дням, то лицо признается налоговым резидентом США.

ПРИМЕР

Гражданин России в 2008 г. заключил контракт с исследовательским университетом в США и получил разрешение на работу. В 2008 г. он пробыл на территории США 72 дн., в 2009 г. - 93 дн., а в 2010 г. - 145 дн. Является ли он налоговым резидентом США в 2010 г.?

Поскольку в 2010 г. данный гражданин пробыл в США более 31 дня, есть основания для определения срока значительного пребывания. Количество дней пребывания данного лица в США за три года составляет:

Расчетный показатель превышает установленные законом 183 дня, следовательно, данное лицо признается налоговым резидентом США в 2010 г.

Налоговые обязательства резидентов распространяются на весь полученный ими облагаемый доход вне зависимости от источника его происхождения. А проблема двойного обложения доходов резидентов США решается путем предоставления налоговых кредитов (вычетов) на суммы уплаченных за рубежом налогов (подробнее о проблеме двойного международного налогообложения см. гл. 6).

Лица, не являющиеся гражданами США и не признанные налоговыми резидентами США в текущем году, также должны уплачивать подоходный налог, но только с доходов от источников в США. К таким доходам относятся поступления: эффективно связанные с бизнесом и торговлей в США; фиксированные, заранее определенные, ежегодные или периодические доходы от источников в США (Fixed., Determinable, Annual, or Periodical (FDAP)), например проценты, дивиденды, роялти и т.п. Первый вид доходов облагается по тем же ставкам, что и доходы, получаемые гражданами и резидентами США. Второй вид - по пропорциональной ставке 30% (или ниже, если это указано в соглашении об избежании двойного налогообложения).

Налоговые обязательства граждан и налоговых резидентов США зависят от трех факторов:

- валового дохода;

- статуса для заполнения декларации (filing status);

- возраста налогоплательщика.

В зависимости от сочетания указанных факторов определяются размеры допустимых вычетов для целей налогообложения, прочие налоговые льготы, а также вид налоговой декларации, которую обязан подавать налогоплательщик в СВД. Рассмотрим основные элементы индивидуального подоходного налога (для граждан и резидентов США).

Согласно Кодексу внутренних доходов (Internal Revenue Code) объектом обложения подоходным налогом является личный доход.

Для целей налогообложения выделяются следующие виды личного дохода:

- валовый доход (gross income);

- очищенный валовый доход (adjusted gross income);

- облагаемый доход (taxable income).

К валовому доходу относится весь доход, получаемый физическим лицом, а именно:

- заработная плата, гонорары, комиссионные вознаграждения, бонусы и тому подобные выплаты;

- валовый доход от предпринимательской деятельности;

- доход от имущества; проценты, рентные платежи, роялти, дивиденды, выплаты по договорам накопительного страхования и т.п.;

- пенсии;

- доход, распределяемый между участниками партнерства и т.д.

При этом в налоговой декларации указывается весь доход, подлежащий налогообложению, а также (при определенных условиях) может указываться и доход, освобождаемый от налогообложения.

Очищенный доход - это валовый доход минус определенные вычеты. Необходимость расчета очищенного дохода обусловлена определением предельной величины различных вычетов, критериев на право применения определенных преференций и т.п.

К вычетам для целей расчета очищенного валового дохода относятся, в частности:

- взносы на пенсионное страхование (индивидуальные пенсионные планы - Individual Retirement Arrangements (IRA)) в пределах установленных лимитов;

- деловые издержки - расходы, связанные с получением дохода (например, спецодежда, транспортные расходы, книги и т.п.);

- допустимые убытки от продажи собственности или обмена;

- различные допустимые вычеты из доходов, полученных в виде дивидендов, процентов, роялти, пенсий и т.п.

Налогооблагаемый доход получается корректировкой очищенного дохода на постатейные (itemized) или стандартные вычеты (standard deduction).

Общее представление о порядке формирования налоговой базы по федеральному подоходному налогу дает схема, представленная на рис. 2.2.

Рис. 2.2. Формирование налоговой базы по федеральному подходному налогу в США

Размер стандартных вычетов, которые корректируют очищенный доход, определяется декларационным статусом налогоплательщика (статусом для заполнения декларации - filling status). Кроме того, ежегодно величина стандартных вычетов пересматривается с учетом инфляции (табл. 2.1).

Таблица 2.1. Размер стандартных вычетов в зависимости от декларационного статуса в 2006-2011 гг., долл.

Декларационный статус

Год

Лицо, не состоящее в браке

Супружеская пара, заполняющая совместную декларацию

Супруги, заполняющие отдельные декларации

Глава

семьи

Вдовец

(вдова)

2011

5800

11600

5800

8500

11600

2010

5700

11400

5700

8400

11400

2009

5700

11400

5700

8350

11400

2008

5450

10 900

5450

8000

10 900

2007

5350

10 700

5350

7850

10 700

2006

5150

10 300

5150

7550

10 300

Определение декларационного статуса является одним из ключевых моментов при подготовке налогоплательщиком декларации по подоходному налогу. Следует отметить, что семейное положение на последний день года определяет брачный статус налогоплательщика в течение всего налогового периода (календарного года). Рассмотрим виды декларационного статуса подробнее.

1. Лицо, не состоящее в браке (single) - налогоплательщик, который не состоит в браке или разведен в соответствии с законами штата по состоянию на 31 декабря отчетного года. Исключения составляют налогоплательщики, претендующие на декларационные статусы главы семьи или вдовца (вдовы) для целей налогообложения.

2. Супружеская пара, заполняющая совместную декларацию (married filling jointly). Если пара состоит в браке на 31 декабря отчетного года, то супруги могут подать совместную налоговую декларацию за год. Однако, если 31 декабря является первым днем юридического разделения или развода с супругом, налогоплательщики не имеют права подавать совместную налоговую декларацию за какую-либо часть того же года.

3. Супруги, подающие отдельные декларации (married filing separately). Этот статус получает каждый из супругов, если предоставляет отдельную от второго декларацию. Этот статус не равнозначен первому статусу (лицу, не состоящему в браке), т.к. для него используются более широкие границы разряда для налогообложения (таким образом, налоговая нагрузка меньше). Преимущество подачи раздельных деклараций для супругов связано с возможной экономией за счет разделения расходов, размер которых для целей налогообложения лимитируется.

4. Глава семьи (head of household) - лицо, не состоящее в браке, которое отвечает следующим критериям: 1) он (она) оплачивает более половины стоимости проживания (содержания дома); 2) имеет иждивенца (иждивенцев), к которым относятся родственники, проживающие совместно с налогоплательщиком больше половины года и имеющие годовой доход ниже законодательно определенного уровня (для этих целей к иждивенцам могут относиться не только дети, но и внуки).

5. Вдовы (вдовцы) с зависимыми детьми, отвечающие установленным критериям (qualifying widow (er) with dependent child) - налогоплательщики, которые обеспечивают проживание детей на иждивении и чьи супруги недавно погибли (в течение двух предыдущих налоговых периодов). Налогоплательщики могут претендовать на данный статус, пока они не вступили в повторный брак. По истечении двухлетнего периода со дня смерти супруга такие налогоплательщики могут претендовать на получение статуса главы семьи.

Кроме этого, повышенные стандартные налоговые вычеты предусмотрены для налогоплательщиков старше 65 лет и (или) инвалидов по зрению. Для супругов, подающих совместную декларацию, эти вычеты увеличиваются в том случае, когда оба из супругов старше 65 лет и (или) являются инвалидами по зрению.

После определения налогооблагаемого дохода и исчисления налога плательщик должен определить величину разрешенных налоговых кредитов, которые уменьшают сумму налога. К таким налоговым кредитам относятся расходы налогоплательщика на выплату подоходных налогов штатов и муниципалитетов, налоги на имущество, подоходные налоги, уплаченные за рубежом, специальный вычет на ОГЛАВЛЕНИЕ ребенка и т.д.

Однако есть и суммы, которые могут увеличить налог к уплате. К таким величинам относится альтернативный минимальный налог (alternative minimum tax - АМТ). Он рассчитывается в тех случаях, когда к вычету из валового дохода предъявляются определенные виды расходов, которые могут уменьшить сумму налога к уплате до величины, меньшей, чем

составляет альтернативный минимальный налог. У налогоплательщика может возникнуть обязанность уплаты АМТ, если суммарная величина его налогооблагаемого дохода, определенных вычетов и налоговых преференций превышает установленный лимит. К подобным вычетам и льготным списаниям относятся, в частности, личные расходы, стандартные вычеты, вычеты в виде ускоренной амортизации активов, определенные виды убытков от реализации имущества и ценных бумаг и т.д. Помимо АМТ налог к уплате может быть увеличен на суммы налога на самозанятых, неуплаченных ранее социальных налогов и т.п.

Индивидуальный подоходный налог, взимаемый на федеральном уровне, строится по прогрессивной шкале: с ростом облагаемого дохода ставки возрастают от 10 до 35%. При этом шкала налогообложения варьируется в зависимости от статуса налогоплательщика для заполнения декларации. Так, для налогоплательщика, не состоящего в браке, налоговые ставки (по состоянию на 1 января 2010 г.) были построены следующим образом (табл. 2.2).

Таблица 2.2. Налоговые ставки для налогоплательщиков, не состоящих в браке

Налогооблагаемый доход, долл.

Расчет суммы налога

До 8375

10%

8376-34 000

837,5 долл. + 15% с суммы, превышающей 8375 долл.

34 001-82 400

4681,25 долл. + 25% с суммы, превышающей 34 000 долл.

82 401-171 850

16 781,25 долл. + 28% с суммы, превышающей 82 400 долл.

171851-373 650

41 827, 25 долл. + 33% с суммы, превышающей 171 850 долл.

Свыше 373 650

108 421,25 долл. + 35% с суммы, превышающей 373 650 долл.

Как правило, индивидуальный подоходный налог с большинства доходов удерживается налоговым агентом при их выплате налогоплательщику. В связи с этим по итогам заполнения декларации у налогоплательщика может получиться переплата или недоплата налога. В первом случае плательщик получит возврат переплаченного налога (refund), во втором - будет обязан уплатить недостающую сумму налога.