Федеральное подзаконное регулирование государственной службы

Важную роль в регулировании отношений, связанных с гражданской службой, играют указы Президента РФ и постановления Правительства РФ.

Значительная часть указов относится к организации государственной службы и реализации Федерального закона № 79-ФЗ.

Указы Президента РФ о государственной службе можно разделить на несколько групп, включающих указы, регулирующие вопросы:

– организации и управления государственной службой;

– повышения квалификации, переподготовки и стажировки государственных служащих;

– финансирования государственной службы и денежного содержания государственных служащих.

В первые дни вступления в силу Федерального закона № 79-ФЗ 1 февраля 2005 г. были утверждены следующие указы Президента РФ:

№ 110 "О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации";

№ 111 "О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений";

№ 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации";

№ 113 "О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим".

Действуют также указы:

от 16 февраля 2005 г. № 159 "О примерной форме служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации";

от 12 августа 2002 г. № 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих". В этом Указе декларируется, что государственный служащий, сознавая свою ответственность перед государством, обществом и гражданами, призван исполнять должностные (служебные) обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственного органа, исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и ОГЛАВЛЕНИЕ его деятельности.

Кроме того, в целях повышения доверия общества к государственным институтам, обеспечения условий для добросовестного и эффективного исполнения государственными служащими должностных (служебных) обязанностей, исключения возможных злоупотреблений Президентом РФ в 2009– 2010 гг. принят целый пакет антикоррупционных указов: от 21 сентября 2009 г. № 1065 "О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению";

от 21 сентября 2009 г. № 1066 "О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации";

от 18 мая 2009 г. № 559 "О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера";

от 1 июля 2010 г. № 821 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов" и др.

Следует отметить, что указы Президента РФ содержат в основном нормы прямого действия, адресованные к исполнению как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Важная роль в организации государственной службы принадлежит Правительству РФ. Оно принимает правовые и организационные меры по исполнению федеральных законов и указов Президента РФ о государственной службе.

Акты Правительства РФ о государственной службе фактически образуют существо повседневного управления федеральной государственной службой (подготовка проектов нормативных актов по вопросам государственной службы, организация формирования конкурсных комиссий, организация аттестаций, конкурсов, государственных квалификационных экзаменов и т.д.). Правительством РФ установлены, например:

– порядок предоставления федеральным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения (постановление Правительства РФ от 27 января 2009 г. № 63 "О предоставлении федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения");

– порядок предоставления жилого помещения федеральным гражданским служащим, назначенным в порядке ротации на должность федеральной государственной службы (постановление Правительства РФ от 27 октября 2012 г. № 1103 "Об обеспечении федеральных государственных гражданских служащих, назначенных в порядке ротации на должность федеральной государственной гражданской службы в федеральный государственный орган, расположенный в другой местности в пределах Российской Федерации, служебными жилыми помещениями и о возмещении указанным гражданским служащим расходов на наем (поднаем) жилого помещения";

– Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих (утверждены постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2007 г. № 562) и др.

Под контролем Правительства РФ должна осуществляться и нормотворческая деятельность государственных органов по вопросам гражданской службы.

К числу источников законодательства о государственной службе относятся и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, которые закрепляют особенности прохождения государственной службы в федеральных органах государственной власти. В частности, к подзаконным нормативным правовым актам по вопросам федеральной государственной службы относятся постановления и разъяснения Минздравсоцразвития России и Министерства труда и социального развития РФ (существовавшего до 2004 г. и учрежденного вновь Указом Президента РФ от 21 мая 2012 г. № 636), правила, инструкции, приказы, положения министерств и ведомств (например,

Порядок подсчета и подтверждения стажа государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 26 декабря 2011 г. № 1648н; приказ Федеральной таможенной службы от 8 сентября 2006 г. № 858 "Об утверждении Методики проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы").