Федеральная миграционная служба

С самого начала создания МВД России в его полномочия входил учет лиц, проживающих на территории страны. Это положение не было изменено и после изменения государственного строя в 1917 г. В структуре органов, обеспечивающих общественный порядок и общественную безопасность, были организованы паспортные столы (впоследствии - паспортно-визовые подразделения), которые выдавали паспорта, занимались регистрацией граждан, ведали вопросами перемещения лиц с одного места жительства в другое. Также эти структуры осуществляли выдачу виз гражданам в случае их выезда в иные страны.

В 1993 г. подразделения виз, регистрации и паспортной работы милиции были реорганизованы в паспортно-визовую службу органов внутренних дел в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.02.1993 № 124 "О реорганизации подразделений виз, регистрации и паспортной работы милиции в паспортно-визовую службу органов внутренних дел".

Федеральная миграционная служба в структуре МВД России была создана в соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти". В 2006 г. образованы органы ФМС России на всех уровнях путем объединения подразделений паспортно-визовой службы и подразделений по делам миграции. Как и ранее, ФМС России выступала в качестве составной части ОВД РФ.

Указом Президента РФ от 21.05.2012 № 636 Федеральная миграционная служба выделена из МВД России в самостоятельную структуру с непосредственным подчинением Правительству РФ.

Согласно ст. 1 Положения о Федеральной миграционной службе (утверждено постановлением Правительства РФ от 13.07.2012 № 711) ФМС России является органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции, правоприменительные функции, функции по федеральному государственному контролю (надзору) и предоставлению (исполнению) государственных услуг (функций) в сфере миграции.

Основными задачами ФМС России являются:

- выработка и реализация государственной политики в сфере миграции;

- нормативно-правовое регулирование в сфере миграции;

- производство по делам о гражданстве Российской Федерации, оформление и выдача основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации;

- осуществление регистрационного учета;

- осуществление миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства;

- осуществление федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции;

- разработка и реализация мер по предупреждению и пресечению незаконной миграции;

- исполнение законодательства по вопросам беженцев и вынужденных переселенцев.

ФМС России возглавляет руководитель, который назначается на должность и освобождается от должности Правительством РФ. Руководитель ФМС России имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством РФ.

В структуре ФМС России имеются следующие управления:

- по вопросам гражданства;

- иммиграционного контроля;

- кризисных ситуаций;

- организации визовой и регистрационной работы;

- внешней трудовой миграции;

- паспортной работы и регистрационного учета населения;

- правового обеспечения и международного сотрудничестве;

- организационно-аналитического;

- информационных ресурсов;

- контроля и делопроизводства;

- финансово-экономического и ресурсного обеспечения.

В ФМС России также действуют центры: паспортно-визовых информационных ресурсов; обращений граждан по паспортно-визовым вопросам; оформления приглашений иностранным гражданам.

Аналогичную структуру (с учетом обслуживаемой территории и численности населения) имеют и территориальные органы ФМС России.

ФМС России обладает следующими полномочиями:

- осуществляет нормативно-правовое регулирование вопросов, относящихся к сфере миграции, если эти вопросы не являются предметом регулирования на конституционном и законодательном уровне;

- осуществляет федеральный государственный контроль (надзор): за пребыванием и проживанием иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации; за соблюдением правил привлечения иностранных работников в Россию и использования их труда, за осуществлением трудовой деятельности иностранных работ-пиков;

- организует и осуществляет в соответствии с законодательством выдачу виз, продление сроков их действий, разрешает вопросы, связанные с гражданством;

- осуществляет выдачу и замену гражданам Российской Федерации документов, удостоверяющих их личность;

- разрабатывает и реализует меры по предупреждению и пресечению незаконной миграции, осуществляет иммиграционный контроль в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства;

- осуществляет производство по делам об административных правонарушениях в пределах установленной компетенции;

- участвует в осуществлении государственной ноли-тики в отношении соотечественников за рубежом;

- организует и ведет организационно-справочную работу;

- осуществляет иные полномочия в соответствующей сфере деятельности.