Лекция 14. Федеральная гражданская служба

Уже говорилось, что гражданская служба в соответствии с государственным управлением делится па два уровня - федеральную и субъектов РФ (региональную). В данной главе речь пойдет о федеральном уровне гражданской службы.

Определение федеральной гражданской службы и ее строение

Характеристика федеральной гражданской службы дается в Федеральном законе "О системе государственной службы Российской Федерации". В п. 2 ст. 5 данного закона сказано: "Федеральная государственная гражданская служба - профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации".

В целом это определение вполне согласуется с ранее рассмотренными определениями гражданской службы РФ. Единственное, что в нем не выражено определенно, так это то, что гражданские служащие в соответствующих ситуациях могут не только обеспечивать, но и исполнять полномочия государственных органов (табл. 6).

Каковы особенности системы федеральной гражданской службы? Во-первых, она имеет не субординационный, а координационный характер. Гражданские службы всех четырех ветвей федеральной власти не соподчинены, а взаимодействуют на принципах конвенционализма. Располагаясь по федеральной горизонтали, они согласовывают свои действия друг с другом при подготовке законов и общих нормативных актов, при решении совместных служебных задач.

Таблица 6. Состав кадров федеральной государственной гражданской службы по полу, категориям и группам должностей и уровням управления на 1 октября 2011 г.

Во-вторых, данная система регулируется нормативными правовыми актами. Основной и определяющей формой координации в системе федеральной гражданской службы является управление с помощью различных государственных норм - законов, указов, совместных постановлений, общих процедур и т.д. Именно эти согласованные между ветвями власти законы, указы, постановления, процедуры регламентируют их права и обязанности, обеспечивают необходимые сдержки и противовесы во взаимоотношениях друг с другом. Выработка и принятие таких нормативных актов - одна из актуальнейших задач всех ветвей федеральной государственной власти.

И, в-третьих, абсолютное большинство на должностях федеральной гражданской службы занимают женщины, их в два с половиной раза больше, чем мужчин. В значительной мере это связано, с одной стороны, с имеющейся в России тендерной диспропорцией, с другой - с низкой оплатой гражданских служащих, в силу чего мужчины стремятся ее избегать, поскольку не могут обеспечить нужды своих семей.

С организационной стороны федеральная гражданская служба выступает как административно-управленческая система, объединяющая аппараты четырех ветвей федеральной государственной власти. В совокупности эти гражданские службы образуют федеральную административную власть, которая является (вместе с политической властью) необходимой составляющей федеральной государственной власти (рис. 7).

Помимо этого, федеральная гражданская служба имеет два уровня подсистем: центрально-федеральную и федерально-территориальную. Первичный (или центрально-фе

Рис. 7. Структура федеральной гражданской службы в финансовых органах аппараты пока не отнесены к гражданской службе; пунктирные линии означают полугосударственный характер этих структур

деральный) уровень возникает под влиянием дифференциации этих четырех структур на определенные федеральные органы. Вторичный (или федерально-территориальный) уровень должен проводить федеральную политику, взаимодействуя и координируя свои действия с региональными исполнительными, судебными и иными органами власти.

Поскольку гражданская служба обычно направлена на обеспечение исполнения полномочий тех государственных органов, в составе которых осуществляется, то в каждом из них имеет свою специфику, что позволяет говорить о гражданских службах этих органов, уровней и ветвей власти как составных частях единой гражданской службы страны.