Введение

Мир, к которому мы принадлежим, день ото дня становится все более разнообразным. Это разнообразие касается всех сторон жизни общества. Преобразованиям подвергаются политическая и правовая системы государств, постоянно трансформируется экономическая сфера, меняются жизненный уклад, ценности и культура, потребности, быт и занятость людей. Естественным образом изменения касаются и сферы труда. Исчезают невостребованные формы трудовой деятельности, а па смену им приходят новые, как правило, предполагающие более высокие квалификации и профессиональные знания. Преобразования затрагивают ОГЛАВЛЕНИЕ труда, его организацию и условия. Даже отношение людей к труду претерпевает изменения. Незыблемым остается только значение труда для общества. Как и много веков назад, современное общество органически нуждается в труде, который в этом смысле является естественным и наиболее значимым общественным явлением.

Дело не только в том, что труд представляет собой основной источник удовлетворения общественных и индивидуальных потребностей. Важным также представляется то, что все большее число людей на планете вовлекается в сферу труда, растет их зависимость от возможности осуществлять трудовую деятельность. Для подавляющего большинства современного общества труд — основа жизнедеятельности и существенная часть жизни. Более того, труд сегодня предопределяет функциональность и возможности общества, формирует направления развития общественных структур и институтов. От трудового потенциала общества зависят перспективы развития экономики, науки, культуры, образования, здравоохранения. Наконец, труд во многом определяет стабильность и целостность общества, благополучие и развитие людей.

Представленный учебник — это возрождение традиций исследования труда социологической наукой. Он вобрал в себя существенный объем разнообразных тем в силу того, что труд не является одномерной конструкцией, одним из элементов процесса производства. Труд — это многоаспектное явление, вплетенное во все значимые сферы общественной жизни, влияющее на направленность и характер их развития. Поэтому основная идея создания данного учебника состояла как раз в том, чтобы в первую очередь были представлены макросоциологические проблемы труда, оценено его значение в жизни современного общества. По мнению авторского коллектива, это и представляет предметную область современной социологии труда, хотя часто упускается из вида в учебной литературе.

Глобальные изменения, происходящие в обществе, новые стандарты развития человеческой цивилизации, трансформация общественного производства заставляют более глубоко и детально рассматривать трудовую сферу, но не изолированно от прочих общественных систем, а в совокупности взаимосвязанных и взаимоопределяемых процессов. В этом смысле традиции социологии труда, берущей свое начало в 1930-х гг., не способны удовлетворить потребности современных исследований. В то же время ради справедливости следует заметить, что исследования "человеческих отношений" не могли не выходить за рамки организации индустриального производства, поэтому, отдавая должное ученым, провозгласившим социологию труда наукой и доказавшим ее статус своими практическими исследованиями индустриальной сферы, мы все же обязаны расширить границы ее предмета до исследования макросоциологических проблем. Однако в этом нет нашей заслуги, поскольку с момента зарождения социологической науки проблемам труда и общества уделяли пристальное внимание все великие мыслители. Своими теоретическими исследованиями они обосновали необходимость социологического изучения труда, его значимость в жизни исторически различных общественных систем, его потенциал в общественном развитии. В данном контексте представленное учебное издание — это лишь ревизия наследия классической социологии, перенесенная на почву исследований современного общества, где также представляется крайне необходимым изучать и осмысливать труд как всеобщее общественное явление. Именно но этой причине в учебнике большое внимание уделяется теоретико-методологическим проблемам труда, а также, что с нашей точки зрения является особенным достоинством данного издания, представлена социальная история труда.

Однако речь не идет только о возрождении теоретического наследия социологии труда. Практически значимым представляется изучение современных конкретных общественных форм труда. В связи с этим в издании нашли отражение наиболее актуальные проблемы трансформации сферы труда и трудовых отношений. Нетрадиционный подход к написанию учебника позволил авторам сконцентрировать свое внимание на практически значимых проблемах, которые, как правило, не представлены либо не подвергнуты глубокому анализу в учебных изданиях по социологии труда. К ним относятся современные проблемы разделения, организации и отчуждения труда в их макро- и микропроявлениях; вопросы глобализации трудовой сферы; тенденции на рынке труда; труд в непроизводственной сфере; наконец, наиболее актуальные процессы трансформации труда и занятости в современном обществе.

С точки зрения авторского коллектива спектр представленных проблем — это минимум, определенный условиями публикации данного издания, способный раскрыть предметную область современной социологии труда, дать иллюстративную картину разнообразия проблематики трудовой сферы.

Цель представленного учебника — сформировать у читателей комплексное представление о тех проблемах, которые связаны с трудом в современном обществе, и о значении социологии труда в их решении.

Такой многоплановый контекст проблем позволяет адресовать данное издание широкому кругу читателей, но все же основной аудиторией должны стать учащиеся высшей школы, бакалавры и магистранты, изучающие социологию труда и смежные с ней науки: экономическую социологию, экономику труда, социологию организаций.

Авторы данного издания также надеются, что данный учебник вызовет интерес у преподавателей вузов и ученых, исследующих социальные проблемы труда, и будет способствовать возрождению дискуссии о месте и значении социологии труда в системе общественных наук. Сегодня такая дискуссия важна как никогда, поскольку современное общество нуждается в эффективном развитии трудовой сферы, понимании труда как основы существования социума, как источника служения на благо обществу. Этому учил нас основатель научной школы Социальной экономии труда, профессор, доктор философских наук, доктор экономических наук, заслуженный деятель науки РСФСР, почетный работник высшего профессионального образования РФ, почетный профессор Санкт-Петербургского государственного университета Василий Яковлевич Ельмеев (1928—2010). Мы благодарны ему за то, что он стал идейным и творческим вдохновителем нашей научной деятельности, в том числе по написанию данного учебника.

Мы также выражаем свою благодарность всем посвятившим время изучению данного издания.

Итак, представленный учебник адресован бакалаврам, обучающимся по направлению "Социология" по всем уровням подготовки, где читается курс "Социология труда".

Преимущества данного учебного издания состоят в следующем:

а) академический подход к составлению содержания и изложению учебного материала;

б) комплексный и междисциплинарный подход в освещении социальных проблем труда;

в) ревизия теоретического наследия социологической науки, относящегося к исследованию труда в рамках классической социологии.

Согласно ФГОС ВО, изучив курс "Социология труда", представленный в настоящем учебнике, студент должен обладать следующими компетенциями:

знать

• ОГЛАВЛЕНИЕ дисциплины "Социология труда";

• возможности применения основных се разделов в различных областях социологических исследований;

• социологические теории о труде, историю развития ее предмета, методов исследования практики трудовой сферы;

уметь

• применять знания по теории и методологии социологии труда для выявления социально значимой проблемной ситуации, определения стратегий ее изучения, а также самостоятельно и (или) в рамках рабочей группы определять объект и предмет исследования, формулировать его цели и задачи, контуры гипотезы исследования;

владеть

• способностями работы с разнообразными источниками информации (в том числе источниками на иностранном языке и в электронном формате) в целях самообразования и развития уже полученных знаний, с учетом изменений в обществе и в технологиях;

• навыками участия в мероприятиях по согласованию интересов различных социальных субъектов сферы труда, разработке предложений, рекомендаций но их реализации.