Факторы воспитания и их иерархия

Воспитательную составляющую эдукационного процесса анализировать труднее всего. Причина – невероятная сложность механизмов образования воспитанности и невозможность предвидения результатов. Образно говоря, мы даем больному таблетку, но как она подействует – не знаем. Все же наука шаг за шагом, используя все более тонкие методы, приближается к выделению факторов, обусловливающих течение и продуктивность воспитательного процесса.

Труднее назвать, что не влияет на воспитание, чем выделить условия и факторы, от которых оно зависит. Вспомним, что фактор – это причина, а условие – обстоятельство, от которого зависит воспитание, обстановка, в которой оно происходит.

К общим условиям, определяющим развитие воспитательного процесса и его результаты, относятся потребности и возможности:

1. Потребности общества, государства.

2. Потребности группы, к которой принадлежит человек.

3. Потребности самого человека.

4. Возможности общества, государства.

5. Возможности общества (школы, семьи).

6. Возможности человека.

Отметим лишь то, что каждый живущий на земле человек тысячами нитей связан с другими людьми, обществом, в котором он живет, земным содружеством в целом, поэтому его воспитание зависит от воспитанности всех других людей, направляется и корректируется ими. Смысл воспитания в том и состоит, чтобы с его помощью сделать человека, его поведение и всю жизнь похожими на жизнь других людей. В этом и большая сила, и суровое ограничение воспитания. Каждый человек, появившийся под нашим солнцем, единственный и неповторимый; воспитание стремится сделать его таким, как все – обыкновенным, серым и послушным. Но в этом и его сила: яркому, самобытному, необузданному и неукротимому не выжить в тяготеющем к спокойной середине мире. В связи с этим и возникает дилемма: принимать навязываемое воспитание в полном объеме или спасаться от него на всех парусах. Мы, воспитатели, должны это понимать, уважать право каждого человека оставаться самим собой, но в то же время и для его же блага – ввести в общество, где ему предстоит жить, достаточно подготовленным.

Возможности (общества в целом, семьи, группы, самого человека) определяют нам то, как близко или далеко мы окажемся от принятого идеала, провозглашенных требований, целей и задач воспитания. Эти вопросы уже детально обсуждены нами.

Человек в воспитании представляется нам обнесенным несколькими окружностями, каждая из которых характеризует влияние на него отдельных природных и социальных сил. Наибольшее влияние оказывают предметы (люди и вещи), ближе всех расположенные. Работает великий закон – предметы и люди действуют в меру своей приближенности или отдаленности. Смысл хорошо передается народными пословицами: с кем поведешься, от того и наберешься; министр далеко, а директор близко; лучше синица в руке, чем журавль в небе.

Еще не так давно по значимости влияния воспитательные силы располагались так: семья, школа, друзья, СМИ, микрорайон (улица). Сегодня однозначности уже нет: многие дети воспитываются вне семьи, воспитателем для многих стало телевидение, улица отодвинула школу в дальний угол. Утверждаются новые реалии. Педагогику, которая не видит их и по-прежнему ранжирует силы "от семьи", следует выбросить как нежизнеспособную. Вывод сделаем такой: в воспитании действуют многие силы, но наибольшее влияние на воспитанника оказывает та, которая к нему ближе всех, действие которой превышает другие. В связи с этим результат (продукт) воспитания в наибольшей степени будет определяться той силой, которая действовала сильнее всех. Чтобы узнать, каким этот результат будет, следует узнать все о силе, его сформировавшей.

Взяв за основу близость, силу действия и направленность главной воспитательной силы, получим продукты:

– домашнего воспитания (в благополучной семье);

– домашнего воспитания (в неблагополучной семье);

– телевизионного воспитания (со всем положительным и отрицательным);

– воспитания в казенных воспитательных учреждениях (приютах, домах ребенка, больницах, интернатах);

– уличного (дворового) воспитания;

– школьного воспитания;

– воспитания под влиянием всех сил.

Обратимся теперь к факторам воспитания, главными из которых являются:

– сложившийся образ жизни школьника, который может содействовать развитию заданных качеств или (при определенных условиях) противодействовать ему;

– условия жизни, содействующие становлению определенного образа жизни в различных регионах (традиции, нравы, обычаи ближайшего окружения школы, национальные особенности, особенности природной среды);

– средства массовой коммуникации;

– уровень развития и условия жизни коллектива, непосредственно влияющие на воспитанника (традиции, общественное мнение, ценностные ориентации, нравственные нормы);

– нормы взаимоотношений, сложившиеся в первичных коллективах, положение школьника в системе коллективных отношений;

– индивидуальные и личностные особенности воспитанника.

С каждым из выделенных факторов приходится считаться, организуя воспитательный процесс. Хорошо бы знать силу влияния каждого фактора на продуктивность воспитания. Тогда последнюю можно было бы рассчитывать, подобно тому, как мы рассчитывали продуктивность обучения. Но на современном уровне развития науки эту задачу решить пока не удается: слишком неоднозначными, переменчивыми и подвижными оказываются факторы.

Выделяются объективные и субъективные условия (факторы) воспитания. К объективным относятся те, что не зависят от воспитанника. Таких сравнительно немного: уголок земли, где родился человек, природа, среди которой он развивается, климат, среда обитания, способ жизни его народа, традиции, господствующие нормы. Этим силам подчиняется каждый человек, они определяют его главные, стержневые признаки – национальность, расовую принадлежность, религиозную направленность и др. Изменить что-либо в действии объективных условий (факторов) воспитания невозможно. Человек велик именно принадлежностью к своей культуре, традициям своего народа. Воспитание во все времена и у всех народов только усиливает и развивает естественные качества человека, еще больше привязывает его к родной земле, вере, обычаям. В этом проявляется один из наиболее общих законов воспитания, названный законом естественной связи.

Во всем остальном воспитание имеет ярко выраженную субъективную направленность. К субъективным условиям (факторам) отнесем все причины, зависящие от самого воспитанника, его воспитателей, окружающих его людей, деятельности созданных людьми учебно-воспитательных учреждений. Среди них:

– субъективные (личностные) предпочтения;

– воспитуемость (склонность к воспитанию, способность воспитанника воспринимать воспитательные влияния);

– направленность воспитанника;

– желания, стремления, намерения воспитанника;

– воспитательные системы;

– деятельность воспитателей;

– организация воспитательного воздействия;

– программы воспитания;

– духовная связь воспитанника с воспитателем;

– взаимодействие воспитателей с воспитанниками;

– морально-психологических климат; и др.

Субъективные факторы весьма переменчивы и непостоянны,

но их действие может достигать большой силы. Субъективные факторы чаще всего возникают и действуют ситуационно, в незначительном временном промежутке. Их вызов и использование требуют большого педагогического мастерства. Недаром говорится: в одну минуту в воспитании можно все исправить или все погубить.

На основе изложенного составим итоговую таблицу (табл. 7), в которую войдут наиболее значимые факторы воспитания. Сегодня можно лишь приблизительно говорить о степени влияния различных факторов. В зависимости от условий один и тот же фактор может быть и весьма значимым, и мало влияющим, поэтому иерархия факторов нуждается в дальнейших серьезных уточнениях.

Таблица 7

Влияние факторов воспитания на продуктивность эдукационного процесса

Фактор

Влияние фактора на продуктивность

Место фактора по степени влияния

1

2

3

Понимание жизни, судьбы, карьеры, ценностей

0,95

1

Понимание необходимости воспитания

0,94

2

Потребность быть воспитанным

0,94

2

Личность воспитателя, образец для подражания, наглядный пример

0,93

3

Реальное отношение к самовоспитанию, самомотивация

0,92

4

Упражнения (тренаж) в нужном направлении

0,91

5

Податливость воспитанию

0,90

6

Сложившийся образ жизни

0,90

7

Условия жизни

0,90

8

Потребности группы, к которой принадлежит человек

0,89

9

Нравы, обычаи ближайшего окружения

0,88

10

Традиции

0,87

11

Регулярность, систематичность выполнения требуемых действий

0,86

12

Активность и настойчивость в учении, само-

0,85

13

Стимулирование воспитания

0,84

14

Управление обучением, развитием, воспитанием

0,83

15

Национальные особенности

0,82

16

Дисциплинированность

0,81

17

Усидчивость (настойчивость)

0,80

18

Применение знаний, умений на практике

0,79

19

Способности к приобретению нового опыта

0,78

20

Уровень развития коллектива

0,77

21

Потенциальные возможности

0,76

22

Сложность качества, которым нужно овладеть

0,75

23

Методы обучения, воспитания, развития

0,74

24

Формы организации учебно-воспитательного процесса

0,73

25

Общественное, коллективное мнение

0,72

26

Индивидуальные особенности

0,71

27

Персональная установка на достижение результата

0,71

28

Виды и характер деятельности

0,70

29

Готовность к изменениям

0,69

30

Начальный уровень (развития, воспитанности, эрудиции)

0,68

31

Время на выполнение практических упражнений

0,65

32

Время на формирование осознания информации

0,64

33

Время на закрепление знаний, умений, действий

0,62

34

Периодичность контроля и проверки знаний, умений, действий

0,60

35

Мониторинг учебно-воспитательного процесса

0,59

36

Объем и характер самовоспитания

0,54

37

Совпадение персональных запросов с программой воспитания

0,53

38

Нормы взаимоотношений

0,51

39

ОГЛАВЛЕНИЕ воспитания

0,50

40

Форма организации занятий

0,49

41

Тип и структура учебно-воспитательного занятия

0,48

42

Особенности предмета (качества) воспитания

0,46

43

Условия обучения-воспитания

0,45

44

Средства обучения-воспитания

0,44

45

Работоспособность, прилежание воспитанника

0,43

46

Возраст воспитанника

0,42

47

Индивидуальные и личностные особенности воспитанника

0,41

48

Наличие и качество учебной литературы

0,40

49

Потребность в достижениях

0,39

50

Установка на продуктивность

0,38

51

Объем воспитательной деятельности

0,37

52

Педагогическая позиция, стиль отношений и управления

0,36

53

Взаимовоспитание, кооперация

0,35

54

Возможности учебно-воспитательного заведения

0,34

55

Контроль, самоконтроль развития качества

0,33

56

Возможности педагога

0,32

57

СБ

Поразмыслим

И в вопросе объективности факторов воспитания нет единства взглядов среди специалистов. Казалось бы, все просто: то, что не зависит от людей – объективно, то, что зависит от их воли, деятельности – субъективно. Однако часто к объективным факторам относят все, что устоялось, например, государственный строй, идеологию, уровень развития производства и т.д. В различных учебных пособиях по педагогике среди объективных факторов вы найдете: государственное и национальное устройство страны; уровень развития продуктивных сил; особенности развития производственных отношений; средства производства; развитие рыночных отношений; права человека; права ребенка; свобода вероисповедания; свобода перемещения граждан; особенности социально-экономического развития регионов; особенности межнационального общения; влияние урбанизации и т.д. К субъективным условиям (факторам) относят: деятельность общественных организаций; семейное воспитание; деятельность учебно-воспитательных учреждений; влияние средств массовой коммуникации; деятельность учреждений культуры и др.

Сформируйте свое отношение к этому вопросу. Как бы вы выстроили объективные и субъективные факторы в системе?

Общие причины – общие рекомендации

Чаще всего на условия и факторы воспитания обращают внимание при решении конкретных вопросов. Сегодня, например, наше общество весьма обеспокоено увеличением числа так называемых трудных подростков. Мы уже обсуждали этот вопрос и еще не раз будем возвращаться к нему. Чтобы помочь трудным подросткам, нужно знать, какими причинами вызывается педагогическая запущенность. Бороться необходимо не с последствиями, а с причинами, их вызывающими. Поразмыслим над этим вопросом, а заодно и овладеем элементами методики комплексного анализа причин, вызывающих отклонения в поведении школьника.

Мы уже понимаем, что устранять нужно не все подряд, а прежде всего самые главные причины. Мелкие причины, сопутствующие факторы часто исчезают сами собой после устранения главных, поэтому классный руководитель обратит внимание на главные причины, вызывающие педагогическую запущенность и появление трудных школьников. Выделено их немало. Первые 10 мест в несистематизированной пока классификации общих причин занимают:

– ближайшее бытовое окружение (группа, компания, друзья);

– семья и родственники;

– наследственность (склонности, характер);

– анамнез, состояние здоровья;

– неорганизованные влияния;

– участие в различных видах деятельности;

– положение в классе;

– отношение к собственному поведению;

– отношение к воспитателям, родителям, старшим;

– сопротивление воспитанию.

Такие менее значимые факторы, как нарушения распорядка, пропуски школы, драки сами являются следствиями действия главных причин. Неопытные классные руководители много сил отдают их устранению, но результата не достигают. Его и быть не может, пока не устранены основные причины.

Подумайте, с помощью каких профилактических влияний могут быть устранены главные причины, вызывающие появление трудных подростков?