Факторы воспитания и их иерархия

Воспитательную составляющую эдукационного процесса анализировать труднее всего по причине невероятной сложности механизмов формирования воспитанности и невозможности предвидеть результаты. И все же наука шаг за шагом, используя все более тонкие методы, приближается к выделению факторов, обусловливающих протекание и продуктивность воспитательного процесса. Здесь необходимо отметить следующее обстоятельство: труднее назвать то, что не влияет на воспитание, чем выделить условия и факторы, от которых оно зависит. Вспомним, что фактор – это причина, а условие – обстоятельство, от которого зависит воспитание; обстановка, в которой оно происходит.

Общие условия, определяющие развитие воспитательного процесса и его результаты, включают в себя потребности и возможности: потребности общества, государства, группы, к которой принадлежит человек, самого человека; возможности общества, государства, школы, семьи; человека.

Что касается потребностей, то каждый человек на Земле тысячами нитей связан с другими людьми, обществом, в котором он живет, земным содружеством в целом, поэтому его воспитание зависит от воспитанности всех других людей, направляется и корректируется ими. Смысл воспитания в том и состоит, чтобы с его помощью сделать человека, его поведение и всю жизнь похожими на жизнь других людей. В этом и большая сила, и суровое ограничение воспитания. Каждый человек, появившийся на свет, – единственный и неповторимый, но воспитание стремится сделать его таким, как все, обыкновенным, серым и послушным. Сила воспитания заключается в том, чтобы яркого, самобытного, необузданного и неукротимого индивида "приспособить" к нашему тяготеющему к спокойной середине миру. Поэтому возникает дилемма: принимать навязываемое воспитание в полном объеме или отвергать его. В свою очередь, воспитатели обязаны уважать право каждого человека оставаться самим собой, однако для его же блага они должны подготовить человека к жизни в обществе. Возможности (общества в целом, семьи, группы, самого человека) определяют то, как близко или далеко мы окажемся от принятого идеала, провозглашенных требований, целей и задач воспитания.

Силы воспитания

С точки зрения воспитания человек предстает как объект, на который влияют отдельные природные и социальные силы. Наибольшее влияние оказывают те предметы (люди и вещи), которые ближе всего расположены. Здесь проявляет себя великий закон: предметы действуют в меру своей приближенности или отдаленности. Еще недавно по значимости влияния воспитательные силы располагались следующим образом: семья, школа, друзья, средства массовой информации, микрорайон (улица). Сегодня этот порядок существенно изменился: многие дети воспитываются вне семьи, воспитателем для других стало телевидение, а улица отодвинула школу на задний план. Утверждаются новые реалии, и педагогику, которая, не замечая этого, по-прежнему ранжирует воспитательные силы, следует считать нежизнеспособной.

Таким образом, можно сделать вывод, что в воспитании действует множество сил, но наибольшее влияние на воспитанника оказывает та из них, которая ближе всего к нему расположена, действие которой наиболее значительно. Соответственно, и результат (продукт) воспитания в наибольшей степени будет определяться той силой, которая действовала значительнее других. Чтобы узнать, каким будет этот результат, следует узнать все о силе, его сформировавшей. Взяв за основу близость, величину действия и направленность главной воспитательной силы, получим следующие продукты:

• домашнего воспитания (в благополучной семье);

• домашнего воспитания (в неблагополучной семье);

• телевизионного воспитания (со всеми положительными и отрицательными аспектами);

• воспитания в казенных воспитательных учреждениях (приютах, домах ребенка, больницах, интернатах);

• уличного (дворового) воспитания;

• школьного воспитания;

• воспитания под влиянием всех сил.