Факторы, влияющие на принятие решений

Государственные учреждения и должностные лица, в прерогативы которых входит принятие решений, подвержены влиянию разнообразных экономических, социальных, этнонациональных и иных групп, каждая из которых стремится реализовать свои интересы. Поэтому в процессе принятия решения существуют возможности повлиять на его ОГЛАВЛЕНИЕ или отдельные составляющие. Здесь немаловажную роль играют неформализованные процедуры, зависящие от личного опыта лиц, определяющих цели и средства их достижения, от интуиции и персональных знаний управляющих, их межличностных связей. К тому же этот процесс всегда представляет собой компромисс между различными соперничающими силами, что только усиливает роль субъективизма в этом деле.

Политическая власть порой реализуется через личное влияние управляющих, но несмотря на регламентирующую роль правил и процедур, в этот процесс привносится элемент неопределенности и непрогнозируемости. В конечном же счете процесс принятия решений представляет собой симбиоз рациональности и иррациональности, рационально организованного взаимодействия структур и институтов власти и значительного субъективизма управляющих.

Важно учесть и то, что решения зачастую принимаются в узких комиссиях (на собраниях) должностных лиц, советами крупных промышленных концернов, партийными комитетами, группами, лоббирующими свои интересы. Нередко решения принимаются помимо и, более того, вопреки воле граждан, которые узнают о них из информационных сообщений газет, журналов и электронных средств массовой информации. В этом плане говорят о "политической кухне", куда открыт доступ только для весьма узкого круга лиц.

Одним из мощных средств влияния на принимаемые решения является лоббизм.

Лоббизм — это всегда давление групп интересов на власть с целью получения определенных привилегий. В коридорах власти они добиваются финансовых выгод или налоговых и иных льгот и преференций, льготных кредитов, государственных заказов и т.д. для своих клиентов. Для этого они используют связи с нужными людьми в разного рода комитетах законодательного собрания и ведомствах исполнительной власти, оказывая разного рода услуги лицам, от которых зависит принятие тех или иных решений. Поэтому нередко лобби именуют группами интересов или группами давления.

Нередко интересы наиболее влиятельных и хорошо организованных групп могут поглотить большую часть или даже все внимание лиц, принимающих решения. Немаловажную роль играет присутствие "своего человека" в команде разработчиков данного решения или же на вышестоящих ступенях иерархической лестницы административного управления. Важно учесть и то, что бюрократия обладает возможностями как ускорить, так и застопорить принятие решений практически по любому вопросу.

Одним из наиболее эффективных методов влияния на процесс принятия того или иного решения является формирование соответствующего информационного фона или определенных установок и настроений в общественном мнении или даже видимости таких настроений. В этом деле незаменимую роль играют политическая реклама, специально инициируемые в средствах массовой информации кампании в поддержку или в очернение тех или иных политических деятелей, партий, организаций.

Существует множество способов такого воздействия: освещение в СМИ вопроса под нужным углом, проведение социологических опросов и рейтингов, организация ПР-акций, специальных рекламных кампаний, заказных публикаций в СМИ, массовых звонков и писем граждан и т.д.