Введение

Характерной особенностью рекламы последних десятилетий является ее превращение в обособленную отрасль экономики страны. Рекламный бизнес по темпам своего развития существенно опережает многие другие сферы экономической жизни общества. В современном рекламном бизнесе наблюдается высокая концентрация и централизация капитала, который в значительной степени аккумулируется в СМИ, а также в компаниях – мировых лидерах рекламного бизнеса: международных рекламных агентствах и их ассоциациях. Наблюдается тенденция роста инвестиций в рекламные коммуникации, производимых крупными промышленными и торговыми компаниями. Важно отметить, что реклама как саморазвивающееся явление оказывает большое влияние на окружающий мир, в котором она существует. Очевидно ее влияние на такие сферы культурной жизни человека, как искусство, литература, театр. Она может оказывать сильное воздействие на правопорядок, воспитание эстетических и этических норм, формирование культурных и социальных ценностей человека.

Мировая практика доказала, что уровень развития технологий определяет уровень развития экономики государства. Выделение рекламных технологий как важного объекта научного анализа в специальную область социально-экономического исследования обусловлено современными процессами интенсивного развития рекламы во всем мире.

Рекламные технологии, начиная с середины XX в., формировались как подсистема наиболее передовых маркетинговых технологий, во многом определяющих основные параметры рыночного и экономического развития и выступающих мощным ускорителем торгово-экономического развития. От их уровня зависит эффективность воздействия рекламы на потребителя и, в конечном счете, – показатели оборота рекламодателей. Это обстоятельство определяет постоянный процесс поиска технологий, которые приводят к непрерывному инновационному развитию средств рекламных коммуникаций, что, в свою очередь, формирует конкурентоспособные позиции активных инвесторов, вкладывающихся в рекламу.

Рекламная деятельность, с позиции технологий разработки, производства и доведения до целевой аудитории той или иной информации, представляет собой достаточно сложное и наукоемкое производство, требующее от специалиста по рекламе обширных знаний не только в маркетинге и психологии, но и в полиграфии, киносъемке, звукозаписи, компьютерной инженерии. Реклама инновационна по своему функциональному назначению, что предъявляет высокие требования к обеспечению ее конкурентоспособности на базе новейших технологий. Идея новой технологии опирается на имеющиеся научные знания, а эффективность ее применения во многом зависит от накопленного практического опыта. Поэтому специалисту но продвижению продукта (услуги) в выборе рекламных технологий необходимо постоянно проявлять оригинальные подходы к созданию рекламного сообщения, вырабатывать инновационный взгляд на ее технологичность. Работа в сфере рекламы – это увлекательная творческая работа, связанная с непрерывным изучением технологий рекламы от момента создания идеи до показа рекламного продукта на медиаканале.

Новая парадигма маркетинга позволила выделить приоритеты рекламных технологий: развитие потребительских ценностей в рекламе, максимальное достижение средствами рекламы и удовлетворение требований узких целевых групп, развитие марочного капитала, приспособление к информационной среде мирового рекламного пространства.

Эти составляющие и стали ОГЛАВЛЕНИЕм дисциплины "Разработка и технология производства рекламного продукта". Данная дисциплина позволяет студентам лучше и глубже узнать систему основных подходов к разработке, использованию различных методов изготовления рекламного продукта, а также понять тенденции их развития, овладеть основными навыками, необходимыми специалистам в области разработки и технологии производства рекламы, умением эффективно применять их на практике. Учебник содержит девять глав, достаточно детально раскрывающих структуру знаний и основные направления деятельности современного профессионального специалиста в области производства рекламы. Особое внимание уделяется теоретическим основам разработки и производства рекламы, не менее подробно рассмотрены и конкретные сведения о ключевых подходах к развитию креативности создателей рекламы, основных технологиях в полиграфии, на радио и телевидении, в агентствах наружной рекламы, мультимедиа и Интернете.

Учитывая множество факторов, влияющих на выбор решения по использованию конкретной технологии изготовления рекламы, можно констатировать, что универсального метода выбора технологии не существует. Выбор рекламной технологии – это научное творчество, граничащее с искусством управления продвижением. Поэтому необходимо понимать, что представленный материал носит рекомендательный характер для обучающихся.

Структура учебника соответствует требованиям ГОС (федеральный компонент СД.Ф.03) по дисциплине "Разработка и технология производства рекламного продукта". Материал построен по принципу последовательного изучения основных современных технологий разработки и производства рекламного продукта. В конкретных темах раскрывается сущность рекламного продукта с позиции маркетинга; характеризуются различные подходы к пониманию сущности рекламного сообщения и его позиционирования на целевой аудитории; рассматриваются вопросы психологического воздействия рекламы через посредство различных рекламоносителей; обосновываются подходы в выборе стратегий рекламы.

Изучение дисциплины "Разработка и технология производства рекламного продукта" основывается на предварительном изучении содержания таких учебных дисциплин как менеджмент, маркетинг, рекламное дело, брендинг и др. Учебный курс построен с учетом последних инновационных и технологических достижений в области рекламы и ориентирован на развитие конкретно-практических знаний, умений и навыков менеджеров-маркетологов рекламы. Он дает правильные представления о внутренних механизмах работы рекламных агентств, знание рекламных инструментов и стратегий, понимание потребностей тех, кто принимает решения в процессе создания рекламных коммуникаций. Студенты знакомятся с возможностями рекламной деятельности, преимуществами и проблемами, что позволит им развивать свои творческие способности и реализовать креативные рекламные проекты на базе новых рекламных технологий.

Изучение дисциплины объясняется необходимостью постоянного изменения инструментов рекламного воздействия на потребителя в условиях быстрой адаптации потребителя к рекламным средствам, чтобы в наибольшей степени и максимально быстро вызвать требуемую ответную реакцию целевого потребителя. Товарный рынок побуждает постоянно совершенствовать методы и средства рекламы, но и реклама через свои технологии улучшает качественную деятельность товарного рынка. Рассмотрение рекламных технологий во взаимосвязи потребностей товарного и рекламного рынков в получении прироста прибыли является для субъектов рекламного бизнеса актуальной задачей.

Растущие объемы производимой рекламы, которые используются в борьбе за потребителя, еще не свидетельствуют об ее эффективности, так как нет стандартизованных методик организации и планирования кампаний, оценки ее эффективности. Выработка маркетинговых технологий управления рекламными инструментами и коммуникациями с учетом особенностей рекламодателя и потребительского рынка является актуальной задачей, решение которой позволит обеспечить эффективность управления спросом в условиях растущей конкуренции брендов.

Потребность в развитии рекламных технологий связана с осознанием многими предпринимателями того, что в новых рыночных условиях управление маркетингом выступает главным инструментом практической деятельности, а управление рекламой является частью маркетинговой стратегии продвижения. От качества организации и управления рекламой зависит эффективность выполнения стратегически важных маркетинговых решений как на уровне предприятия-рекламодателя, так и на уровне потребительского рынка. Практика ведения рекламной деятельности приводит к необходимости формирования новых рекламных технологий, инструментов и механизмов управления ими, способных обеспечить более интенсивное развитие рекламной деятельности в стране.

ОГЛАВЛЕНИЕ курса строится исходя из того, что компетенция специалиста-маркетолога в области рекламных технологий включает:

• наличие системных профессиональных знаний;

• способность решать профессиональные проблемы, что подразумевает компетентность в принятии решений, умение выбирать и применять методы, инструменты и технологии создания и продвижения различных форм рекламной деятельности;

• способность к социальному и коммуникационному взаимодействию со всеми субъектами процесса организации и проведения рекламной кампании.

В результате изучения представленного материала в учебном пособии "Разработка и технологии производства рекламного продукта" у студента должны сформироваться следующее профессиональные и инструментальные компетенции:

• понимание взаимосвязи концепций и стратегий маркетинга с концепциями рекламной деятельности;

• способность собирать, анализировать данные маркетинговой и статистической информации для организации рекламной деятельности;

• умение разрабатывать бриф, способность создавать текст рекламного сообщения и принимать решения относительно его аудиовизуальной специфики, оценивать "уникальное торговое предложение" или позиционирование рекламного предложения;

• способность обосновывать выбор рекламных технологий в рамках выделенного бюджета рекламодателя, выполнять расчеты, связанные с вариантами производства, тиражирования и распространения рекламы в рамках конкретного набора каналов распространения рекламы;

• способность проводить оценку и возможности использования новейших достижений в создании рекламных продуктов;

• умение выбирать рекламные стратегии и управлять ими в рекламной кампании;

• способность контролировать рекламный процесс и оценивать его эффективность.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

знать

• основные функции, задачи и современные возможности рекламы;

• сущность рекламного продукта, стратегии его разработки и технологии производства;

• особенности восприятия рекламы потребителями и их учет в производстве рекламы;

• технологии производства существующих средств рекламы;

• методы оценки эффективности рекламы;

уметь

• ставить и решать конкретные задачи, определять перспективные направления рекламной деятельности;

• выделять основные особенности целевых аудиторий, правильно выбирать инструменты и технологии создания рекламного сообщения;

• рассчитывать простейшие показатели эффективности рекламы;

• применять полученные знания по рекламным технологиям в коммерческой деятельности и критически оценивать предложения рекламного агентства;

владеть

• подходами к разработке концепции рекламы, создания брифа и макета рекламы;

• арсеналом рекламно-коммуникационных технологий;

• навыками технологии разработки рекламного продукта и организации рекламной кампании.

В учебнике раскрывается сложившаяся в науке методология и преемственность теоретических положений рекламной деятельности, детально раскрыты положения теории маркетинговых коммуникаций, а также даны обоснования применимости рекламы как инструмента управления маркетингом.

При написании учебного пособия использовались идеи, концепции, подходы, принципы, методы, модели, определения и средства, предложенные в многочисленных отечественных и зарубежных трудах, монографиях, научно-практических и методических разработках и публикациях рекламистов, маркетологов, бизнесменов, а также ученых – преподавателей вузов. Особенно хочется отметить работы ученых К. А. Аксеновой, Ю. К. Баженова, И. С. Березина, М. Д. Валовой, Г. А. Васильева, Л. Ю. Гермогеновой, И. А. Гольмана, Е. Л. Головлевой, E. Н. Голубковой, И. В. Крылова, С. В. Карповой, В. Л. Музыканта, Ф . Г. Панкратова, И. Я. Рожкова, Э. Е. Старобинского, Э. А. Уткина, В. В. Ученовой, В. Ян и др. При написании учебного пособия также использовались ранее опубликованные работы авторов – В. А. Полякова и А. А. Романова.

Учебник предназначен для бакалавров менеджмента и рекламы, изучающих современное развитие рекламных технологий и маркетинговых коммуникаций в различных сферах и отраслях экономики.