Факторы риска психического выгорания

Жертвой выгорания может стать любой работник. Синдром выгорания развивается как следствие комбинации организационных, профессиональных стрессов и личностных факторов. Вклад того или иного фактора в динамику его развития различен[1].

Общие профессиональные факторы, способствующие выгоранию: постоянно присущее рабочим ситуациям ощущение новизны; специфика трудового процесса определяется не столько характером "предмета" труда, сколько особенностями и свойствами самого "производителя" или заказчика; необходимость постоянного саморазвития, так как иначе возникает ощущение насилия над психикой, приводящее к подавленности и раздражительности; эмоциональная насыщенность межличностных контактов; ответственность за подопечных; постоянное включение в деятельность волевых процессов. В качестве одного из главных факторов, определяющих возникновение и развитие синдрома профессионального выгорания, отметим взаимодействие с людьми, требующее особых эмоциональных затрат. Эмоциональные перегрузки порождают ощущение исчерпанности эмоциональных ресурсов, чувство беспомощности, безнадежности; могут возникать эмоциональные срывы или, напротив, "приглушенность", "притупленность" эмоций, когда человек не в силах эмоционально откликнуться на ситуации, которые, казалось, должны были бы его трогать.

Немаловажная роль в развитии психического выгорания принадлежит рабочим ситуациям. Характерными для "выгорающих" ситуаций являются перегрузки: слишком много подопечных, слишком много требований, слишком много информации. Развитие психического выгорания обусловлено и возможностями влияния человека на процесс работы и принятие решений: если у человека присутствует чувство, что он ничего нс может изменить в своей работе, что от него ничего не зависит, что его мнение не имеет значения и т.д., вероятность развития профессионального стресса увеличивается. Профессиональному стрессу и профессиональному выгоранию также способствуют ролевая неопределенность (неясность формулировки прав и обязанностей, возможностей человека) и ролевая конфликтность (противоречие разных ролей). Особое место в рабочей ситуации занимают контакты с коллегами и руководством: поскольку в основе профессионального выгорания лежат проблемы общения, взаимодействие с ними может стать дополнительным источником эмоционального стресса.

Динамика психического выгорания

Процесс выгорания пятиступенчатый, прогрессирующий[2].

Первая стадия ("медовый месяц"). Работник обычно доволен работой и заданиями, относится к ним с энтузиазмом. Однако по мере продолжения рабочих стрессов профессиональная деятельность начинает приносить все меньше удовольствия и работник становится менее энергичным.

Вторая стадия ("недостаток топлива"). Появляются усталость, апатия, могут возникнуть проблемы со сном. При отсутствии дополнительной мотивации и стимулирования у работника быстро теряется интерес к своему труду, его привлекательности и продуктивности своей деятельности. Возможны нарушения трудовой дисциплины и отстраненность (дистанцирование) от профессиональных обязанностей. В случае высокой мотивации работник может продолжать "гореть", подпитываясь внутренними ресурсами, но в ущерб своему здоровью.

Третья стадия (хронические симптомы). Чрезмерная работа без отдыха, особенно трудоголиков, приводит к таким физическим явлениям, как измождение и подверженность заболеваниям, а также к психологическим переживаниям – хронической раздражительности, обостренной злобе или чувству подавленности, "загнанности в угол". Постоянное переживание нехватки времени (синдром менеджера).

Четвертая стадия (кризис). Как правило, развиваются хронические заболевания, в результате чего человек частично или полностью теряет работоспособность. Усиливаются переживания неудовлетворенности собственной эффективностью и качеством жизни.

Пятая стадия ("пробивание стены"). Физические и психологические проблемы переходят в острую форму и могут спровоцировать развитие опасных заболеваний, угрожающих жизни человека. У работника появляется столько проблем, что его карьера находится под угрозой.

Анализируя фазы развития синдрома выгорания, можно заметить определенную тенденцию: сильная зависимость от работы приводит к полному отчаянию и экзистенциальной пустоте. На первом этапе профессиональная деятельность составляет главную ценность и смысл всей жизни человека. На последующих этапах отмечаются снижение уровня участия но отношению к сотрудникам, пациентам и окружающим людям, профессиональной деятельности. Утрачивается жизненный идеал, появляются чувства зависти и переживания того, что другие люди используют тебя. Возникают эмоциональные реакции в виде депрессии и агрессии. Наблюдаются деструктивные формы поведения на уровне интеллекта (снижение концентрации внимания и затруднения в выполнении сложных заданий), мотивационной сферы (отсутствие инициативы, выполнение заданий строго по инструкции и т.д.), эмоционально-социальной сферы (избегание неформальных контактов, чрезмерная привязанность к отдельному лицу, избегание тем, связанных с работой, отказ от хобби, одиночество, скука и т.д.). Отмечаются психосоматические расстройства (бессонница, повышенное давление, снижение иммунитета, головные боли, химическая зависимость и др.); разочарование (отрицательная жизненная установка, чувство беспомощности и бессмысленности жизни).

Специалисты в области стресс-менеджмента полагают, что выгорание заразно, оно подобно инфекционной болезни. Иногда можно встретить "выгорающие" отделы и даже целые организации. Те, кто подвержен этому процессу, становятся циниками, негативистами и пессимистами. Взаимодействуя на работе с другими людьми, которые находятся под воздействием такого же стресса, они могут быстро превратить целую группу в собрание "выгоревших".

Наиболее опасно выгорание в начале своего развития. "Выгорающий" сотрудник, как правило, почти не осознает его симптомов, поэтому первыми замечают изменения в его поведении коллеги. Очень важно вовремя увидеть подобные проявления и правильно организовать систему поддержки таких работников. Известно, что болезнь легче предупредить, чем лечить: это справедливо и в отношении выгорания. Особое внимание следует обратить на идентификацию тех факторов, которые приводят к развитию данного синдрома, и учитывать их при разработке профилактических программ. Большое значение имеет предварительное информирование работников о возможных психологических трудностях, связанных с работой, а также организация специальных процедур (групповая психологическая работа, разработка индивидуальных психогигиенических и компенсационных программ и др.), которые способствуют предотвращению появления и развития негативных последствий работы с людьми.