Факторы развития личности

Определив цели образования и важнейшую из них – формирование личности, – нам важно выявить и в полной мере использовать факторы, влияющие на этот процесс.

Фактор (от лат. factor – делающий, производящий) – причина, движущая сила, внешние и внутренние импульсы развития образовательных систем и их субъектов. Следует различать факторы и условия, последние сами по себе не порождают необходимых изменений, но способствуют или, напротив, осложняют действие факторов. Некоторые существенно осложняющие достижение целей внешние условия называют "факторами риска" (негативное влияние агрессивной среды, проповедь насилия, ориентация на быстрое приобретение всех жизненных благ и др.). Эти факторы полезно предвидеть, с тем чтобы предусмотреть меры профилактики либо способы компенсации их негативного влияния.

Основными факторами развития личности традиционно считаются социальная среда, наследственность и воспитание (здесь последнее понятие употребляется как синоним принятого сейчас официально понятия "образование"). Эти факторы действуют на человека всю его жизнь, в том числе в виде организованного их влияния через систему образования, непрерывно сопровождающего человека (непрерывное образование, образование через всю жизнь), хотя удельный вес, конкретные формы и механизмы действия этих факторов по мере взросления человека изменяются.

Издавна идут споры о приоритетности влияния той или иной группы факторов, их возможностях, реальных способах учета и регулирования их влияния.

Сторонники натуроцентрической концепции придают решающее значение биологическому фактору – наследственности и природной среде. По их мнению, через наследственность, механизмы которой научно определены генетикой, и через влияние природы земной и космической человеку передаются инстинкты, программы развития и даже влечения и желания, которые, конечно же, в определенной степени окультуриваются, корректируются, согласуются с цивилизационными нормами жизни.

Сторонники социологического (или социологизаторского) подхода полагают, что, родившись биологическим существом, индивидом, человек именно под влиянием социальной среды приобретает человеческие качества, становится личностью, обладающей мотивацией, духовными потребностями, приобщается к культуре. Мышление, эмоциональные и волевые качества, способности, отношения, жизненные ориентации формируются прижизненно. Биологические инстинкты (питание, продолжение рода, избегание опасности) облагораживаются, подчиняются общественным нормам, социализируются.

Теоцентрическая модель основана на понимании человека как продукта божественного (космического) творения. Божественные трактовки сложились в Средневековье и интерпретировали воспитание как подготовку к загробной жизни. Теоцентрическая модель воспитания утверждает примат духовного над телесным. Целью воспитания в рамках геоцентрической модели является человек, верующий в Бога, детерминированный Его волей, зависимый от Него. Развитие человека – это приближение к божественному (высшему) идеалу, но только приближение, поскольку достичь высшего идеала невозможно. Теоцентрическая модель ориентирует человека на постижение своей особой (божественной) миссии.

Сторонники этой модели подчеркивают, что все внешние влияния проходят через внутренний мир человека, преломляются через его внутреннюю позицию, отношения, оценки, мотивы.

Наконец, сторонники антропоцентристских, или человекоориентированных, концепций обращают внимание на самого человека, реализацию его творческих возможностей, рассматривая его взаимодействие со средой – биологической и социальной – как развивающее взаимодействие и взаимообогащение.

Современная наука, не отвергая полезных элементов, моментов истины в разных концепциях, рассматривает личность как единство биологического и социального, в котором биологическая основа трансформируется, обогащается, наполняется социальными качествами, приобретает подлинно человеческое ОГЛАВЛЕНИЕ (ценностные ориентации, мотивы, развитие логического и интуитивного мышления, способности опережающего отражения действительности и т.д.). Развитие личности здесь выступает как единый биосоциальный процесс совершенствования человека под влиянием как внешних (средовых), так и внутренних (индивидуально-личностных) факторов. Полнее и последовательнее всего человекоориентированная сущность образования отражается в концепции гуманно-личностного образования, в его социально-личностной ориентации.

Образование и педагогика могут лишь отчасти влиять на внешние факторы (образовательную политику, культурную насыщенность среды, сохранение и умножение традиций).

Однако многие биологические факторы, особенно генетические и природные, образованию не подвластны. Вот почему образование, и особенно воспитание, традиционно выделяется как специфический регулирующий фактор, который может оказывать определяющее воздействие на развитие личности и на развитие всех иных сфер общества, в чем-то усиливая положительные влияния, ослабляя или нейтрализуя отрицательные. Образование оказывает положительное воздействие на личность через процессы самообразования и самовоспитания и на перспективы развития общества и государства, формируя качества подрастающего поколения, в определенной степени моделируя перспективные взаимоотношения человека и среды, экономические ("экономика знаний"), здоровьесберегающие ("здоровый образ жизни"), социальные ("правовое общество") стороны этих взаимоотношений.

Рассмотрим несколько подробнее очень важное для достижения гуманистических целей соотношение человека и среды в образовательном процессе. Понятие "среда" употребляется и в расширительном плане, где оно сливается с понятием "образовательное пространство" (школы, поселка, региона, страны) и вбирает все внутренние процессы, программы и средства образовательного процесса, и в более узком, конкретном плане, когда оно включает традиции, принятый распорядок, психологический климат, миссию учебного заведения. Субъекты (преподаватели, студенты, родители, прочие участники) порождают, творят, обогащают образовательную среду, но степень ее влияния зависит не только от богатства и потенциальных возможностей этой среды, но и от активности учащихся (воспитанников), от их пассивно- или активно-избирательного отношения к ресурсам среды.

Среда включает природное и географическое окружение, влияющие на здоровье и психику человека, но гораздо более действенным оказывается влияние социальной среды, под воздействием которой наиболее эффективно идут социализация и социальное воспитание.

Образование отражает, концентрирует и ищет способы доведения до внутреннего мира учащихся и воспитанников ценностей и требований мегасреды (от греч. megos – большой, громоздкий). К ним относятся проблемы и императивы экологии, безопасности, борьбы с бедностью, эпидемиями, защиты детства. Современные средства коммуникаций, глобальные сети Интернет раздвинули границы, включили всех людей в мировое сообщество, пока еще далеко не единое в своих устремлениях и действиях.

В качестве макросреды (от греч. macros – длинный, большой) выступают традиции и обычаи страны, этнических, территориальных, конфессиональных объединений, их культура, образ жизни, менталитет, с одной стороны, сплачивающий группы людей, а с другой – разъединяющий эти группы.

Очень влиятельны факторы мезосреды (от греч. mesas – средний, промежуточный). К ним относят тип поселения (большой город, малый город, сельские поселения и др.), регионально-этническую субкультуру, степень и характер управленческой активности руководителей региона и муниципальных образований, деятельность местных СМИ, региональных формальных и неформальных объединений.

Нужно отметить, что все влияния факторов мега-, макро- и мезосреды так или иначе преломляются и проходят через микросреду (от греч. micros – малый). К ней относят семью, друзей и коллег, коллективы предприятий, учреждений, учебных заведений, в которых осуществляется прямо или косвенно воспитательный процесс.

В программах и проектах развития, миссиях и уставах образовательных учреждений любого уровня должны найти отражение стратегия и тактика использования факторов среды всех ее уровней для реализации задач воспитания и обучения.

Влияние среды, несомненно, очень высоко, однако возможности регулировать этот процесс у образования все же ограничены, поэтому особая роль как ведущего фактора развития личности, создания перспективных условий развития общества принадлежит образованию, и прежде всего его приоритетной сфере – воспитанию. Воспитание, основанное на высоких нравственных идеалах и образцах, на включении воспитанников в активную, в том числе творческую, деятельность, на пробуждение стремления к самосовершенствованию и саморегуляции, становится ведущим фактором достижения образовательных целей. Оно происходит не в какой-то особой воспитательной деятельности (как только ребенок и даже взрослый понимает, что его воспитывают, возникает барьер и отторжение воспитательного воздействия), а в любой активной деятельности: учебной, трудовой, физкультурно-спортивной, общественной – при условии понимания смысла, преодоления трудностей и достижения успеха.

Исследователи выделили ряд закономерностей развития личности в образовательном процессе. Остановимся именно на них, учитывая, что все результаты образования достигаются именно на основе развития личности.

Развитие человека во многом детерминировано внешними влияниями среды, программами обучения и воспитания, воздействиями педагога, коллектива, близких людей, но оно всегда опосредуется, преломляется через внутренний мир воспитанников, через "внутреннюю позицию личности" (Л. И. Божович), зависит от установок, отношений, оценок, мотивов, устремлений людей. Чтобы стать фактором развития, внешние стимулы и воздействия должны быть преобразованы во внутренние побуждения.

В развитии решающую роль играет сознание, связанное с формированием смысла познаваемых явлений и процессов, однако немалое значение в этом процессе принадлежит интуиции, подсознанию, эмоциям, коллективным переживаниям и устремлениям. Именно с учетом этого человек оценивает и проживает многие ситуации как значимые для него события жизни, переживает их как личностно значимые.

Формирование человека происходит в социальной ситуации развития (Л. С. Выготский) под воздействием постоянно возникающих новых для воспитанника задач, находящихся в "зоне его ближайшего развития", в которой помощь педагога или заменяющей его компьютерной программы помогает овладеть новыми знаниями, умениями, обогащать жизненный опыт, вырабатывать ценностные ориентации.

Развитие человека происходит в его активной деятельности, направляемой социально значимой целью извне и собственной мотивацией изнутри. Основной движущей силой, возбуждающей деятельность, выступают противоречия между тем, что имеет объективное значение и отражается человеком как субъективно значимое, и реальной действительностью. Реализуясь через сознание и переживания, возникающее противоречие образует мотивацию деятельности (Д. И. Фельдштейн).

Развитие человека на каждом возрастном этапе прежде всего определяется типом ведущей деятельности (игра, учение, труд, самоопределение), который обусловливает важнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности на определенном этапе ее жизни (А. Н. Леонтьев).

Регулируя внешние условия, создавая развивающие ситуации, стимулируя собственную активность обучаемых (воспитуемых), педагог и педагогическая система формируют внутренний мир человека, побуждают его к социальной активности, самореализации, преобразованию окружающей среды и самого себя.