Факторы производства

На этапе оптимизации затрат на покупку факторов производства коммерческая деятельность направлена на рациональное формирование входа в производственную систему, обеспечивающего создание конкурентоспособных товаров. Основными составляющими этого входа являются:

Х - предметы труда, т. е. сырье и полупродукты, перерабатываемые в процессе производства в конечный продукт (производственные запасы);

х2 - средства труда, т. е. технологическое оборудование (в совокупности - технологическая система), производственные здания и сооружения, обеспечивающие переработку предметов труда;

Хз - земля с ее поверхностью, недрами, лесами, реками, озерами, морями, океанами и атмосферой - источниками многих видов промышленного сырья и материалов, сельскохозяйственного производства и рыбного хозяйства, топливно-энергетических ресурсов;

л"4 - труд, т. е. умственная и физическая деятельность людей в производственном процессе, обеспечивающая выполнение необходимых технологических процессов и удовлетворение потребностей человека в труде как самостоятельной ценности и источнике материальных благ;

х$ - информация, необходимая для обеспечения организации, целенаправленности и оптимальности производства (информация о состоянии внешней среды, о потребностях, техническая документация на изготавливаемую продукцию и технологические процессы, образцы продукции и т. д.).

Производственные факторы Х и дг2 в совокупности образуют вещественный капитал, являющийся объектом инвестирования денежного капитала, что обеспечивает непрерывность развития производства.

Особенностью производственного фактора "земля" является его ограниченность (богатства земли постоянно сокращаются), а также зависимость качества этого фактора от индустриальной деятельности общества, отрицательно влияющей на экологическое состояние окружающей среды. Другой особенностью земли как производственного фактора являются географические особенности, в том числе территориальное распределение природных ресурсов и населения (от последнего зависит состояние производственного фактора "труд"), которое определяющим образом влияет на территориальное размещение производств и организацию производственных связей между ними. И наконец, географическое положение государства определяет его геополитические особенности, от которых в сильной степени зависит внешнеэкономическая деятельность предприятия, в том числе деятельность на внешних рынках, организация производственной и научно-технической кооперации (ярким примером такого влияния является деятельность компании "Газпром", трубопроводы которой проходят по территориям ряда государств).

С ростом сложности продукции и производства усиливается роль информации (.Г5) как производственного фактора.

Таким образом, вход X в производственную систему является совокупностью производственных факторов:

Основными задачами коммерческой деятельности при формировании (покупке) набора факторов производства являются:

o обеспечение сбалансированности набора факторов по их объему и качеству на каждом этапе производственного процесса;

o отбор на рынке факторов производства и нововведений предпочтительных вариантов по ряду параметров, в том числе по таким параметрам, как:

- прогрессивность (радикальность) нововведения;

- восприимчивость нововведения производственной системой (возможность включения в производственный процесс без существенной модернизации технологической системы и коренной реорганизации производства, без изменения структуры организации и профессионального состава персонала);

- универсальность, обеспечивающая возможность маневрирования путем использования нововведений па различных участках производственного процесса или для производства различной продукции;

- издержки производства;

o создание благоприятных условий для организации на предприятиях внутреннего рынка рабочей силы, обеспечивающего решение проблем профессиональной переподготовки и занятости;

o создание условий для организации производственной кооперации и научно-технического сотрудничества по технологической цепи изготовления конечного продукта;

o преодоление трудностей развития внешнеэкономической деятельности предприятий, вызванных геополитическими особенностями России;

o достижение согласованности интересов государства и собственников предприятий в использовании земли и природных ресурсов;

o включение предприятий в глобальную систему информации и преодоление трудностей научно-технического развития производства, вызванных закрытием каналов информации в связи с установлением права предприятий на коммерческую тайну.