Факторы продуктивного инновационного процесса

Продуктивные инновации есть в совокупности тот процесс развития, без которого любое дело, производство будет неизбежно отставать от жизни социума и, в конце концов, вытесняться другими видами деятельности и другими ценностями (полезно подумать, как происходит вытеснение привычки к чтению). Балансирование на грани бытия знакомо нашим библиотекам не понаслышке. Библиотеки, особенно районные, сельские, закрывались в течение 1990—2000-х гг. по всей стране, и этот процесс не остановлен. Спасением в этой ситуации является не выжидательная, а наступательная стратегия, прорыв изоляционной блокады, в которой библиотека оказывается как в силу внешних причин, так и в силу собственной инерции и привычки работать по указаниям сверху.

Продуктивные, творческие инновации направлены на активное позиционирование библиотеки в культурной среде, против рутинной организации процессов внутри библиотеки. Неслучайно авторами творческих инноваций становятся часто молодые сотрудники, пришедшие в библиотеку из других профессиональных сообществ (бывшие педагоги, журналисты, музейные работники и др.). Они привносят внутрь библиотеки точку зрения того местного сообщества, на которое направлена деятельность этого учреждения. Положительное влияние расширенной образовательной подготовки было отмечено в других странах: например, в США в профессию библиотекаря приходят, как правило, люди, уже имеющие другое образование.

Данное наблюдение даст нам основание выделить расширение образовательной подготовки как первый фактор продуктивного инновационного процесса: библиотекарю крайне полезно приобретение знаний в области психологии, социологии, обществоведения.

Вторым фактором продуктивного инновационного процесса является властная воля руководителя библиотеки, его заинтересованность в обновлении, стремление к созданию благоприятной среды внутри библиотеки и вокруг нее.

Третий факторсплочение команды творчески настроенных работников, объединенных общей целью. Дух творческой состязательности в команде необычайно мобилизует интеллектуальные и созидательные возможности коллектива. На таком благоприятном фоне большие результаты приносят мозговые штурмы, во время которых рождаются десятки полезных идеи. Процесс сплочения команды — это процесс выдвижения лидеров — личностей, обладающих ясным видением проблемы, умеющих объяснить ее людям, заразить их своим энтузиазмом и объединить на решение этой проблемы.

Четвертый фактор — поддержание обратной связи. Чтобы созидательный порыв не угас, необходим постоянный мониторинг состояния дел, текущих споров и разногласий, возникновения новых идей. Большое значение имеет поддержание активного психологического тонуса людей, и здесь важно такое качество личности лидера, как чувство юмора. Незначительная шутка, улыбка способны без особых видимых усилий снять излишнее напряжение и даже конфликтность.

Пятый фактор — материальное стимулирование новаторов. Необходимо преодолевать формально-уравнительную оценку труда, сознательно выделять людей, проявляющих самостоятельность и инициативу. Библиотека должна дорожить такими людьми и поэтому всячески изыскивать дополнительные материальные средства, чтобы стимулировать их активность. С помощью местных органов власти можно осуществлять это стимулирование разными способами: выплатой премии, повышением разряда, награждением поездкой и пр.

На заметку

"В Нижнем Новгороде ежегодно присуждается Премия губернатора Нижегородской области за инновационные проекты, научные, исследовательские работы в сфере библиотечной деятельности. Ежегодно присуждается пять премий: первая премия — в сумме 50-кратного минимального размера оплаты труда, две вторые премии — в сумме 40-кратного минимального размера оплаты труда каждая, две третьи премии — в сумме 30-кратного минимального размера оплаты труда каждая"[1].