Факторы, определяющие участие страны в международной торговле

Какие же факторы в целом определяют участие страны в международной торговле?

Первый фактор — это сравнительное преимущество в издержках. Сравнительная производительность труда и капитала, сравнительная интенсивность использования ресурсов и сравнительное изобилие/редкость фактора производства влияют на альтернативные издержки производства того или иного товара. Страна с минимальными альтернативными издержками будет входить в мировой рынок как экспортер товара, страна с относительно высокими альтернативными затратами как импортер товара.

Второй фактор — это наличие специфических для данной местности или данного региона ресурсов. Например, особое плодородие почвы, сочетание солнца, воздуха и воды могут определять производство вина (шампанское, коньяк, многие элитные красные и белые вина) в регионе. Особое геологическое строение горных пород может содержать запасы нефти, газа, полезных ископаемых. Повторение подобных условий невозможно в силу природной и географической особенности нашей планеты. Страна, обладающая такими ресурсами, окажется в преимущественном положении. Она будет экспортировать товар, произведенный с помощью данного ресурса (вино), либо сам ресурс (нефть и другие углеводороды).

Третьим фактором международной торговли является эффект масштаба. Эффект масштаба означает падение издержек производства по мере роста объема выпуска. Однако его использование требует такого роста объем производства и продаж, которые не всегда может обеспечить внутренний рынок. Для того чтобы компания могла воспользоваться преимуществом эффекта масштаба и сократить свои производственные затраты, она часто вынуждена экспортировать свою продукцию в те страны, где есть подходящий платежеспособный спрос.

К эффекту масштаба примыкает четвертый фактор — эффект разнообразия. Эффект разнообразия приводит к сокращению издержек производства разнообразной продукции в рамках одной и той же компании за счет экономии на общих административных, сбытовых, маркетинговых, исследовательских и прочих затратах. Стремление использовать эффект разнообразия подталкивает фирмы к продуктовой дифференциации, реализовать которую в полной мере возможно только при достаточной степени разнообразия самого спроса, что также чаще всего достигается на мировых рынках. Таким образом, возникает монополистическая конкуренция в международной торговле.

В-пятых, имеет значение эффект размещения: фирмы учитывают особенности производственного цикла и транспортных связей разных регионов. Например, в высокотехнологичном бизнесе получила распространение практика размещения заказов на создание программного обеспечения в развивающихся странах, обладающих высококвалифицированными и одновременно относительно дешевыми трудовыми ресурсами.

Многообразие потребностей человека и насыщенность внутреннего рынка многих стран также побуждают компании переходить к международной торговле. Международная торговля позволяет, с одной стороны, расширять сбыт уже имеющейся продукции, а с другой стороны, инициирует создание новых товаров и услуг, которые отражают разные стороны еще не исследованных потребностей и желаний индивидов.

Фарерские острова

Основные отрасли экономики — рыболовство, овцеводство, легкая промышленность. Основными продуктами, идущими на экспорт, являются свежая, мороженая, филетированная и соленая рыба, желатин, изготавливаемый из плавательных пузырей рыб, баранина, овчина, каракуль и изделия из шерсти, гагачий пух и пух буревестников. Около 2% земли культивируется. Доля отдельных видов хозяйственной деятельности в ВВП Фарер: сельское хозяйство — 27%, промышленность — 11%, услуги (в том числе туризм) — 62%.

Соответственно, например, в качестве залога можно было бы просить производства в рыболовецкой отрасли, объекты развитого туристического бизнеса. Кроме того фарерским инвесторам принадлежит 66% в акционерном капитале "Atlantic Petroleum", что тоже могло бы выступать неплохим залогом под наш кредит.