Факторы и формы межэтнических отношений

Взаимоотношения между этносами разнообразны и менялись в процессе их взаимодействия. Общение народов могло быть мирным, дружественным, в результате чего культуры оказывали друг на друга благотворное влияние, заимствуя и переосмысливая достижения друг друга, иногда даже сливаясь в результате смешения самих народов. Но неотъемлемой частью истории каждого народа являются и конфликты, столкновения, войны с другими народами, что иногда приводило к уничтожению того или иного этноса и его культуры или их поглощению. Иногда следствием завоевательных войн было образование новых этнических сообществ. Какие факторы оказывают влияние на характер межэтнических отношений?

Во-первых, исторические факторы, обусловливающие как особенности культурного развития народа, так и специфику его отношений с другими. Насильственное включение народа в состав того или иного государства может надолго сохраняться в его исторической памяти и в кризисных ситуациях обостряться.

Во-вторых, социально-политические факторы, которые влияют на положение этноса в обществе и отношение к нему со стороны власти. Политика, направленная на удовлетворение интересов одного этноса, вызывает недовольство остальных. Различия в уровне социально-экономического развития приводят к росту межэтнической напряженности даже в развитых странах. Равные возможности народов в экономической, политической, образовательной и других сферах жизни общества способствуют установлению дружественных, партнерских отношений между народами.

В-третьих, культурные факторы, связанные с языком, традициями, обычаями, верованиями народов. В силу обстоятельств культурные различия могут служить основанием для неприязненного, враждебного, пренебрежительного отношения к народам. Но может сложиться и другое отношение к чужой культуре, проникнутое духом толерантности, уважения, признания ее равноценности со всеми другими.

Глубина воздействия и сочетание факторов образуют формы межэтнического взаимодействия.

Одной из таких форм может быть ассимиляция – полное усвоение одним народом культуры другого (мирное или как следствие завоевания), в результате чего происходит изменение и даже утрата этнической принадлежности.

Дискриминация как тип отношений между этносами находит свое выражение в том, что привилегированные этнические группы стремятся ограничить или лишить прав и свобод другие. Подвергающиеся дискриминации этнические группы не имеют равных политических прав с господствующими этносами, для них существует запрет на профессии, им затруднен доступ к образованию, их материальное положение хуже, чем у других этнических групп, и т.д.

Враждебные отношения между народами могут привести к этнокультурному изоляционизму, исключающему или сводящему к минимуму общение с представителями других культур.

Наиболее плодотворной формой межкультурного взаимодействия в современных условиях является культурный плюрализм (мультикультурализм), находящий свое выражение в равноправии народов, которым предоставляется беспрепятственная и законодательно закрепленная возможность реализации их культурного потенциала. Культурный плюрализм способствует сохранению национальных культур, в то же время представляя им возможность свободно общаться и взаимодействовать с другими культурами, осваивать их культурный потенциал и тем самым обогащать свою собственную культуру.

"Плавильный котел" или " салат"?

В середине XX в. в науках о народах и их культурах преобладала концепция "плавильного котла", в котором по мере стирания различий между народами образуется общечеловеческая культура. Многие ученые верили, что постепенно национальные различия исчезнут, а все языки сольются в единый общечеловеческий язык. Смешение рас приведет к появлению некоего усредненного расового типа, сочетающего в себе признаки разных рас.

Однако этнокультурные процессы в современном мире свидетельствуют о том, что интенсивное взаимодействие народов во всех сферах общественной жизни не порождает каких-либо усредненных форм культуры. Более того, рост национального самосознания многих народов мира проявляется сегодня в активной защите своей культуры, в неприязни к попыткам представить какую-либо культуру как эталон для подражания. Мы не наблюдаем этнического смешения, ведущего к образованию единой культуры и общего языка. Длящиеся более столетия попытки создать общий для всех народов язык – эсперанто, – состоящий из элементов многих распространенных языков, остаются безуспешными, а сам этот язык так и не получил ни признания, ни распространения. В настоящее время в науке преобладает концепция "салата", где "быть вместе" означает в то же время "иметь свое место", отличное от других.

Каждая культура уникальна, неповторима. Но это не может быть препятствием для взаимопонимания между народами, поскольку каждая культура в процессе своего развития взаимодействует с другими культурами и испытывает их влияние. Понимание другой культуры в образах своей, как замечал наш соотечественник, философ и литературовед Μ. М. Бахтин (1895–1975), не должно вести к утрате ее "чуждости", непохожести. Более того, лучший способ познать чужую жизнь – понять, в чем ее отличие, в чем ее "чуждость". Только на такой основе возможен плодотворный диалог культур, оставляющий право за каждым народом быть самим собой.

И все же уникальность культур не исключает существование культурных универсалий, т.е. общих для всех народов ценностей, видов и форм деятельности. Ведь у всех народов мира почитаются родители и заботятся о детях, распространены спортивные состязания, и труд носит совместный характер, есть брачные и похоронные обряды, религиозные ритуалы и игры, существует система обучения и воспитания, изготавливаются орудия труда, и сооружаются жилища, украшается тело, делаются прически и многое другое. Все люди ценят добро и справедливость, истину и красоту, свободу и независимость, милосердие и мужество, любовь и дружбу. И хотя ОГЛАВЛЕНИЕ культурных универсалий различно, само их существование свидетельствует в пользу признания единства человечества, но единства "различенного", единства "непохожего", единства "многообразного", которое и есть залог постоянного взаимодействия и развития народов.