Введение

Проблема лидерства на протяжении многих лет остается одной из стержневых в современной психологии. Это обусловлено не только очевидной прикладной значимостью данного феномена в самых разнообразных социальных контекстах, но и тем, что до сих пор отсутствует сколько-нибудь единая точка зрения на природу и суть лидерства.

В свое время разными исследователями была показана неэвристичность, точнее, недостаточная эвристичность всех классических теорий лидерства (чаще всего в этой связи упоминается "теория черт", однако сказанное справедливо и в отношении групп динамического и всего спектра вероятностных подходов). Это связано, на наш взгляд, не только и даже не столько с методологической ограниченностью упомянутых концепций, сколько со спецификой лидерства как предмета научного исследования.

Лидерство как в широком смысле, так и применительно к той или иной конкретной сфере социальной активности представляет собой типичный пример особого класса феноменов, которые американский методолог и специалист в области разработки бизнес-моделей Д. Гараедаги обозначил как эмерджентные (от англ. emerge — проявляться, возникать). Речь в данном случае идет t) сложных, многоплановых явлениях, характеризующихся высокой степенью изменчивости и дискретности.

Понятно, что такого рода явления, как правило, "не ловятся" при лобовом применении классических аналитических методов и разработанных на их базе стандартизированных методик. Также достаточно очевидно, что они могут и должны изучаться через наиболее значимые в том или ином социальном контексте феноменологические проявления. Отсюда следует необходимость перехода от исследований лидерства вообще к его предметному изучению в конкретных областях человеческой жизнедеятельности. Одним из наиболее очевидных и значимых исследовательских полей такого рода является организационное функционирование и развитие в современных условиях.

Однако даже в рамках таких акцентировано позиционируемых в данном исследовательском поле практикоориентированных направлений психологической науки, как организационная психология и психология управления в настоящее время фактически отсутствуют концептуальные разработки проблематики эффективности организационного лидерства в условиях рыночной экономики вообще и экономики знаний в частности. Это обусловлено, на наш взгляд, тем, что, как ни парадоксально, подавляющее большинство исследований феномена лидерства не являются практикоориентированными, а носят либо фундаментальный, точнее сказать, абстрактно-теоретический (если не по результатам, то по форме), либо прикладной характер.

В первом случае речь идет, как правило, о механистическом, по сути дела, переносе социально-психологических и психолого-акмеологических универсалий в абстрактный организационный контекст. Не случайно, выделяя в качестве системообразующих признаков феномена лидерства факторы, зачастую взаимоисключающие друг друга, большинство авторов акцентируют внимание на том, что лидерство непосредственно связано с проблемой влияния и власти в социальной среде и в первую очередь с неформальными аспектами такого рода отношений. Совершенно закономерным на этом фоне выглядит тот факт, что в подавляющем большинстве работ, посвященных организационному лидерству (и прежде всего в учебно-методической литературе) понятия "лидерство" и "руководство" (менеджмент) рассматриваются как синонимичные. Между тем, как будет показано далее, функциональные, социально-психологические и психолого-акмеологические различия между лидерством и руководством в современной организации являются одной из ключевых составляющих данной проблематики как в методологическом, так и в прикладном аспектах. Также открытым остается вопрос об оценке эффективности организационного лидерства и руководства, а равным образом и о средствах ее повышения, поскольку предлагаемые общие рекомендации, отражающие основные психолого-акмеологические составляющие профессионализма вообще — "профессионализм деятельности" и "профессионализм личности" — вне реального организационного контекста оборачиваются абстрактными пожеланиями, воспроизводящими, по большому счету, все издержки описательных подходов.

Во втором случае речь идет, напротив, об узко специфических, по сути ситуативных "кейсах", в которых внимание акцентировано направлено па решение конкретной проблемы в конкретной организации. Здесь на первый план выступают такие факторы, как узко специфические ситуативные переменные, ориентация на субъективные предпочтения конкретного заказчика, что, заметим, совершенно обосновано в логике продаж консалтинговых (как, впрочем, и любых других) услуг, "вкусовые" профессиональные предпочтения, технологическая оснащенность и опыт конкретного консультанта. Достаточно очевидно, что самые успешные результаты подобного рода разработок не могут быть впрямую использованы для анализа феномена лидерства в широком контексте, а равным образом в качестве не только теоретико-методологической, но и методической базы подготовки организационных психологов.

Обобщая сказанное, можно констатировать, что одной из актуальных проблем развития организационной психологии и психологии управления является дефицит концепций "среднего уровня", релевантно отражающих специфику феномена организационного лидерства в современных условиях. Заметим, что обозначенная проблема ни в коей мере не является "родимым пятном" отечественной науки и носит универсальный характер. Данный учебник призван внести посильный (разумеется, далеко не исчерпывающий) вклад в решение указанной проблемы. В этой связи представляется не только целесообразным, но и необходимым сказать несколько слов о специфике построения учебника и работы с ним.

Материал учебника в целом и каждого из трех его разделов в отдельности структурирован но принципу "воронки" — от широкого контекста к конкретным концепциям, целевым задачам, методическому обеспечению. Первый раздел посвящен общим проблемам психологии лидерства и основным концептуальным подходам к их решению. Второй раздел — природе и специфике организационного лидерства. Третий раздел — профессиональным компетенциям лидера в организации, а также средствам их формирования и развития. Каждая глава снабжена списком минимально необходимой литературы и вопросами и заданиями для самопроверки. Существенные различия объема отдельных параграфов обусловлены как значимостью, с точки зрения автора, той или иной конкретной проблемы в общем контексте, так и степенью ее освещенности в доступных широкому кругу читателей источниках.

В результате освоения материала, представленного в учебнике, студент должен:

знать

• современные как собственно социально-психологические, так и междисциплинарные теоретические подходы к проблемам руководства и лидерства;

• современные теории интрагруппового развития, мотивации, конфликтологии, межличностного и межгруппового взаимодействия в организационном контексте;

• основные закономерности индивидуально-личностного развития в контексте формирования и реализации лидерского потенциала;

• социально-психологическую и психолого-акмеологическую специфику управленческой деятельности в современных условиях;

уметь

• применять на практике методы организационной, социально-психологической и психолого-акмеологической диагностики лидерского потенциала, а также оценки эффективности управленческой деятельности;

• с учетом специфики конкретной организации самостоятельно разрабатывать и реализовывать обучающие тренинговые программы, ролевые и организационные игры, программы, направленные на повышение эффективности управленческой деятельности, формирование стратегии организационного развития, подготовки кадрового резерва;

• устанавливать полноценные партнерские отношения, в том числе с потенциально "трудными" контрагентами, продуктивно разрешать конфликтные ситуации;

• самостоятельно анализировать результаты своей профессиональной деятельности, выявлять проблемные моменты, находить ресурсы для их разрешения, планировать собственное профессиональное развитие;

владеть

• методами диагностики и анализа систем управления в контексте организационного развития;

• методами психологической диагностики лидерского потенциала;

• базовыми навыками коучинга, построения и реализации тренинговых программ различной направленности, командообразования;

• навыками адаптации стандартных методов психотехники к конкретному социально-психологическому и организационному контекстам;

• навыками психологической самодиагностики и саморегуляции.