Введение

Психология бизнеса – современная отрасль психологии, которая возникла на стыке многих дисциплин, прежде всего таких, как психология, социология и экономика, под влиянием процессов социального и экономического развития общества. Становление этого нового направления в психологической науке является реакцией на многочисленные проблемы, стоящие перед представителями малого и среднего бизнеса и требующие участия профессиональных психологов. Именно развитие новых социально-экономических отношений в стране приводит к тому, что практическая психология активно включается в область бизнеса. В частности, растет востребованность тех направлений психологической работы, которые связаны с психологическим сопровождением деятельности различных бизнес-структур. В то же время среди бизнесменов появляется все больше сторонников профессионального регулирования и учета психологических процессов и проблем, которые имеют место практически в любой бизнес-организации.

Выражение "бизнес – это психология" звучит как тезис, который принимается многими представителями российского бизнеса. Сегодня многим организациям (компаниям, фирмам, предприятиям), занимающимся производством и продажей товаров и услуг, для повышения эффективности работы необходимы специалисты-психологи, которые хорошо понимают особенности современного бизнеса и роль человеческого фактора в достижении поставленных целей, способны направить активность руководителей и персонала на преодоление трудностей, повышение конкурентоспособности и развитие организации. Для специалистов, которые будут осуществлять психологическое сопровождение работы бизнес-организаций, важно видеть всю многоплановость, сложность и противоречивость бизнеса. В учебнике дается его анализ на различных уровнях: психологическом, социально-психологическом, социологическом.

На психологическом (личностном) уровне анализа исследователей интересует личность человека, занимающегося предпринимательской деятельностью. Надо отметить, что в нашей культуре до сих пор не сложилось четкого понимания профессий, однозначно относящихся к бизнесу. Чаще всего термины "предприниматель" и "бизнесмен" употребляются как синонимы, но в любом случае психологически исследуется деятельность, направленная на получение прибыли, что и составляет суть бизнеса.

На социально-психологическом уровне анализа на первый план выступают особенности организаций и групп, осуществляющих бизнес-деятельность. Изучаются закономерности возникновения и функционирования бизнес-организаций, влияние различных аспектов взаимодействия людей на результат их совместной деятельности, особенности поведения и общения индивидов в бизнес-сообществе и бизнес-среде и т.д. Современным направлением исследований в этой области является изучение организации как инструмента бизнеса, т.е. особенности координации деятельности людей: руководство, лидерство, стимулирование, разрешение конфликтов и другие проблемы, возникающие в ходе деятельности организации.

На социологическом уровне бизнес рассматривается прежде всего как социальный институт, который играет большую роль в жизни всего общества. И хотя в социологии нет единого понимания термина "социальный институт", можно сказать, что бизнес представляет собой организованную систему связей и социальных норм, которая объединяет значимые ценности и процедуры бизнес-организаций, удовлетворяющие основным потребностям общества.

Таким образом, бизнес может рассматриваться в разных аспектах:

• как особая деятельность, направленная на получение прибыли, и предъявляющая определенные требования к личности деятеля;

• как организация (группа людей), имеющая свои закономерности возникновения и функционирования;

• как социальный институт, оказывающий существенное влияние на социальные структуры и порядок в обществе, социализацию граждан и стандарты общественного поведения.

Все выделенные составляющие бизнеса (деятельность, организация, социальный институт) тесно связаны между собой, взаимно дополняют и обогащают друг друга. Поэтому представители различных областей знаний, по-разному изучая и интерпретируя бизнес, должны учитывать эти стороны бизнеса как сложного общественного и психологического явления. Современная, еще очень молодая психология бизнеса развивается, опираясь на все три уровня анализа бизнеса. Такой многоплановый подход к бизнесу позволяет более полно учесть различные стороны этого сложного явления в процессе подготовки и практической работы психологов в бизнес-организациях. Это сложный путь, поскольку он предполагает адаптацию академического научного аппарата к решению задач практической психологии, что в любой прикладной отрасли представляет собой наибольшую трудность.

Бизнес также невозможно рассматривать, не касаясь личности того, кто его создает – субъекта бизнеса. Становлению и самоопределению личности в бизнесе уделено значительное внимание в данном учебнике. Важное место занимает также анализ той стороны, ради которой и возникает бизнес – потребителей, а также механизмов и методов продвижения товара как продукта бизнеса. Таким образом, в психологии бизнеса как прикладной области психологической науки можно выделить следующие разделы, соответствующие основным главам учебника: психология бизнеса как деятельности, психология личности в бизнесе, организация как форма существования бизнеса, психология потребителя и продвижения товара как продукта бизнес-деятельности. Большое внимание в учебнике уделяется практической работе бизнес-психолога с личностью, организацией и потребителем в системе бизнес-деятельности.

Логика учебника учитывает многоплановость бизнеса, его важную позицию в обществе, социальные и психологические последствия его активного развития в современной России. Учебник предназначен для подготовки психологов, способных квалифицированно осуществлять психологическое сопровождение работы бизнес-организаций и их собственников. При проведении психологической работы с бизнесменами и бизнес- организациями необходимо учитывать ту роль, которую играет бизнес в обществе и истории человечества. Многими авторами предпринимательство рассматривается как главная созидательная сила всякой цивилизации.

Представитель Гарвардской школы бизнеса профессор У. Дон- хэм писал: "Во многих своих процессах бизнес – это разрушитель рутины и социальных ценностей. Снижение цен и прорыв новых компаний на рынок сопровождаются исчезновением многих милых и привычных нашему сердцу деталей окружения, ломкой некогда добрососедских отношений между мелкими торговцами и владельцами маленьких предприятий, ломкой традиций и истории, резким и неприятным для многих усугублением социального расслоения людей.

Но у этих процессов есть и оборотная сторона медали. И хотя бизнес – это разрушитель множества социальных традиций, но он также и величайший в мире строитель новых традиций. На место "общинной", соседской культуры приходит новая, корпоративная культура. Реклама становится элементом реальности и активно насаждает свои цели и ценности. Бизнес – это постоянный строитель новых путей развития, постоянный экспериментатор, безостановочно ищущий новые способы создания смыслов и ценностей" (Емельянов, Поварницына, 1998, с. 44).

Материал данного учебника подготовлен на основе многочисленных работ психологов, опубликованных в отечественной и зарубежной печати. Кроме того, в нем учитывается многолетний опыт работы авторов в качестве исследователей, консультантов, тренеров, организаторов учебных программ с бизнес- организациями и представителями бизнеса.

Использованные в данном учебнике психологические тесты и методики приведены исключительно в учебных целях. Для использования методик в целях психодиагностики или научных исследований, а также получения психометрических данных просьба обращаться к авторам – разработчикам методик.

Хочется выразить признательность тем, кто помог нам создать эту книгу, и прежде всего Л. А. Петровской, профессору кафедры социальной психологии МГУ, за моральную поддержку на стадии разработки проблематики учебника, студентам факультета психологии НИУ-ВШЭ за энтузиазм в отношении новой исследовательской области и предоставленные материалы, коллективу кафедры организационной психологии НИУ-ВШЭ за критические замечания при обсуждении разделов пособия, всем авторам, к чьим материалам мы обращались при написании учебника.

В результате изучения материала учебника студент должен:

знать

• основные теоретические подходы к анализу бизнеса как общественного, экономического и социально-психологического феномена;

• психологические особенности деятельности и личности бизнесмена;

• специфику функционирования и развития бизнес-организаций, закономерности и механизмы потребительского поведения;

уметь

• анализировать особенности бизнес-деятельности, механизмы самоопределения и развития личности в бизнесе, способы психологического воздействия на потребительское поведение;

владеть

• методами диагностики личностных особенностей, психологической помощи и поддержки субъектов бизнеса;

• методами диагностики и развития бизнес-организации;

• психологическими методами маркетингового исследования, проведения психологической экспертизы рекламы, имиджа, бренда.