Введение

Если рассуждать о психологической диагностике некритично, то ее следует отнести к области оснащения психодиагностическими средствами людей, способных достоверно "видеть душу" другого человека. Психолог-диагност может в полной мере стать таковым лишь к тому моменту, когда его опыт, задатки "видения души" и возраст станут одним целым. Именно в этом случае психодиагностику можно считать искусством.

Но задача данной книги состоит в исследовании технологического аспекта диагностического действа и лишь косвенно затрагивает проблему становления личности диагноста. Однако, овладев технологией, психолог может воистину стать субъектом психологического исследования личности, а инструмент в его руках поведет к достоверному познанию глубин человеческой психики. Выверенная технология сама по себе становится частью личности психолога. Эта часть с течением времени вызревает в нем самостоятельно, подсознательно, начиная "видеть" сущность в признаковом пространстве.

Поэтому путь постижения технологии психодиагностики выбран не случайно. Более того, основной акцент также не случайно ставится именно на технологии исследования, а не на средствах оценки психологических явлений.

Хочется обратить внимание читателей на тот факт, что психодиагностика понимается не только как учебная дисциплина. В данном учебнике сделана попытка более рельефно высветить ее практическую направленность. А на практике, как известно, в большей мере делается привязка к результатам работы, нежели к самой научной парадигме. В этом смысле психодиагностика понимается как комплекс разнородных подходов, в котором могут соседствовать и бесконфликтно уживаться их рациональные зерна, способные прорасти на практической почве.

Учебник состоит из введения, пяти глав и 27 приложений. В конце книги помещен список рекомендуемой литературы по всему курсу.

В начале каждой главы помещен перечень компетенций, которые предполагается сформировать у обучающихся в процессе изучения материала.

Глава 1 посвящена истории психодиагностики, определению ее специфически психологического объекта и предмета; в ней представлен статистический подход к разработке инструмента психологического измерения, сделана попытка раскрытия проблемы организации качественного оценивания и психологического измерения в психологии. В главе 2 дан обзор проблематики объективности и достоверности психологической оценки. В главах 3–5 ведется речь о возможностях и приемах психологической оценки способностей, характерологических особенностей и мотивации личности.

В конце каждой главы помещены вопросы и задания для самоконтроля и перечень литературных источников.

В приложениях приведены тексты некоторых психологических методик, даны рекомендации по их использованию, а также по обработке и интерпретации полученных данных.

Хочется надеяться, что данный учебник наряду с другими источниками в потоке психодиагностической литературы поможет студентам в освоении учебного курса "Психодиагностика" и будет полезен практическим психологам, реально работающим с людьми.