Евроюст

Юридической базой деятельности Евроюста является ст. 6 Договора о Европейском Союзе 1992 г. В качестве международной организации Евроюст действует на основании решения Совета ЕС от 28 февраля 2002 г.

"Правила процедуры Евроюста" были приняты в 2002 г. Существуют и другие документы, регламентирующие отдельные аспекты деятельности Евроюста (например, решение Совета 2002/187/ЩА о включении Евроюста в деятельность по борьбе против серьезных преступлений и др.).

В Евроюсте представлены вес государства — члены ЕС. Представителями государства в Евроюсте назначаются лица, "имеющие квалификацию судьи, прокурора или полицейского офицера" (по одному от каждого государства в соответствии с его правовой системой). Каждое государство может назначать помощников для содействия своим национальным членам, часть из них находится в Гааге, часть — в их странах. Представитель государства в Евроюсте может контактировать с властями других государств — участников Евроюста.

Главным органом Евроюста является Коллегия. Коллегия состоит из всех национальных членов. Каждый национальный член имеет один голос. Коллегия согласовывает создание специальных комитетов и назначает их членов из Коллегии; утверждает обращение с предложением занять пост административного директора и выбирать кандидатуры из числа своих членов; утверждает большинством в две трети голосов Коллегии лиц на должности финансового контролера и аудитора Евроюста.

Очередные собрания Коллегии проводятся как минимум раз в неделю. Внеочередное заседание может быть созвано Президентом (как по своей инициативе, так и по запросу одного из национальных членов). Заседания Коллегии и обсуждения конфиденциальны.

Коллегия может учреждать специальные комитеты и назначать их председателей и членов по любым вопросам, касающимся подготовки решений относительно организации и работы Евроюста. При этом Коллегия может делегировать свои полномочия любому такому комитету за исключением случаев, когда решение специально предусматривает, что данная задача должна выполняться Коллегией. В 2002 г. были учреждены четыре комитета для работы по всему спектру проблем. Комитеты получили названия по соответствующим сферам своей деятельности — "Прецеденты", "Политика (стратегия)", "Связи с общественностью" и "Оценка".

Вместе с тем расширение Евросоюза и рост административного аппарата привели к некоторой несогласованности в деятельности Комитетов. Стало ясно, что для эффективной работы Коллегии, состоящей из всех членов стран-участниц, недостаточно четырех комитетов. В 2003 г. государства — члены Евроюста договорились создать 21 рабочую группу и разделить между ними основные обязанности.

В 2005 г. членами этих групп стали постоянные представители Евроюста в Гааге. В основном рабочие группы специализируются по конкретным типам преступлений, и лишь некоторые занимаются административной или стратегической деятельностью.

Каждая группа состоит из нескольких членов и их заместителей, группы управомочены заниматься приемом, рассмотрением, анализом дел, составлением рекомендаций и подготовкой брифингов для заседания Коллегии. Члены рабочих групп могут также представлять Коллегию на форумах по проблемам их компетенции. Таким образом, Коллегия может с большей эффективностью решать сложные задачи, избегая громоздкого процесса привлечения всех 25 международных членов к обсуждению или решению той или иной проблемы. Эта стратегия особенно необходима при решении широкого спектра вопросов и в судопроизводстве, и в стратегическом плане, и для создания законопроектов, выносимых на обсуждение стран — участниц Евроюста, а также для координации действий с ЕС.

Коллегия избирает Президента и двух вице-президентов из числа своих членов. Президент избирается большинством в две трети тайным голосованием. Президент планирует повестку дня, созывает и председательствует на собраниях Коллегии, следит за порядком во время дебатов и наблюдает за исполнением принятых решений. Президент подписывает все официальные документы и сообщения от имени Евроюста.

По приглашению Президента на заседаниях могут присутствовать представители Еврокомиссии, а также Европейского агентства по борьбе с мошенничеством, Европола и Европейской судебной информационной системы (European Judicial Network — EJN) или других органов. Представители третьих государств могут присутствовать на собраниях по приглашению Президента с согласия членов Евроюста.

Совместный надзорный орган был создан в соответствии с Решением 2002/187/НЛ. Члены Органа независимы, не должны получать инструкций от национальных правительств относительно своих обязанностей и руководствоваться только правом. Они не могут быть членами иного института, подчиненного Евроюсту, или непосредственно членами Евроюста.

В Евроюсте имеется и должность административного директора. Он предоставляет Коллегии все необходимые меры по организации работы Евроюста. Кандидаты на эту должность должны иметь "академическую подготовку, лингвистические навыки, юридический, финансовый и деловой опыт, достаточный для выполнения функций административного директора". Коллегия вправе сместить административного директора двумя третями голосов.

Коллегия по предложению административного директора утверждает штатное расписание на текущий финансовый год. Сотрудники Евроюста приглашаются административным директором. Административный директор выполняет в отношении штата полномочия, аналогичные переданным Агентству но назначениям (AIPN). Для реализации этого коллегия принимает соответствующие правила.

Евроюст активно взаимодействует с институтами и органами ЕС. Евроюст имеет необходимые каналы связи с Европарламентом, Еврокомиссией. Евроюст тесно взаимодействует с OLAF. Связи между Евроюстом и Европолом регулируются специальным Соглашением, которое в 2005 г. одобрил Совет ЕС.

Сегодня Евроюст занимает в Евросоюзе лидирующие позиции в сфере свободы, безопасности и правосудия.

В 2009 г. было принято Решение Совета "Об укреплении Евроюста и изменении решения 2002/187/ПВД". Статья 9а Решения наделила национальные члены Евроюста значительными полномочиями (право получать, передавать, готовить исполнение, предоставлять дополнительную информацию, осуществлять мониторинг исполнения запросов о судебном сотрудничестве).

Лиссабонский договор 2007 г. (ч. 1 ст. 85) зафиксировал Евроюст в качестве органа, усиливающего сотрудничество национальных органов, ответственных за проведение преследования по тяжким преступлениям, затрагивающим два или более государств-членов.

Местонахождение центрального офиса Евроюста — Гаага.