Европейский центральный банк

Официальное наименование. Европейский центральный банк был учрежден в соответствии с ДЕС для руководства единой денежной политикой ЕС в рамках экономического и валютного союза. Он приступил к своей работе 1 июня 1998 г. – за полгода и один месяц до введения единой валюты ЕС "евро" (1 января 1999 г. евро был введен в безналичный оборот; наличный евро, заменивший национальные денежные знаки государств-членов "зоны евро", выпущен в обращение 1 января 2002 г.)[1].

Первоначально Европейский центральный банк считался одним из вспомогательных "органов" ЕС, что не соответствовало его роли в управлении европейской интеграцией. Этот недостаток был исправлен Лиссабонским договором, который официально включил Европейский центральный банк в систему "институтов", т.е. руководящих инстанций ЕС – наравне с Европейским парламентом, Европейским советом, Советом ЕС, Европейской комиссией, Судом ЕС, а также Счетной палатой (см. 4.1).

Кроме полного наименования – "Европейский центральный банк" (англ. European Central Bank; франц. Banque centrale europeenne), в учредительных документах и других источниках права ЕС широко употребляется его сокращенное обозначение в виде аббревиатуры ЕЦБ (англ. ЕСВ; франц. ВСЕ). Эту аббревиатуру на разных официальных языках ЕС можно видеть на всех банковских билетах (банкнотах) евро.

Европейский центральный банк, Европейская система центральных банков и Евросистема. Одновременно с созданием ЕЦБ центральные банки государств – членов ЕС (национальные центральные банки) был объединены под его руководством в единую систему, получившую название "Европейская система центральных банков", сокращенно "ЕСЦБ" (англ. European System of Central Banks – ESCB; фрапц. Systeme europeen de banques centrales – SEBC).

Европейская система центральных банков построена на иерархических началах: ЕЦБ является ее высшим элементом, а национальные центральные банки – подчиненными элементами, которые обязаны действовать во исполнение актов ЕЦБ. "Управление ЕСЦБ осуществляют руководящие органы Европейского центрального банка" (ст. 129, 282 ДФЕС). Со своей стороны, управляющие национальных центральных банков входят в состав главного руководящего органа ЕЦБ – Совета управляющих (см. ниже).

Членами ЕСЦБ наряду с ЕЦБ являются центральные банки всех 27 государств-членов (ЕСЦБ, таким образом, включает сегодня 27 + 1 = 28 центральных банков). Но поскольку не все государства – члены ЕС сегодня перешли на евро (17 из 27 государств-членов в 2011 г.), национальные центральные банки государств-членов, находящихся за рамками "зоны евро", входят в ЕСЦБ лишь с совещательным статусом. Они проводят самостоятельную денежную политику в отношении своих национальных валют и в рамках ЕСЦБ добровольно согласовывают ее с денежной политикой "зоны евро", разрабатываемой ЕЦБ. Руководители центральных банков государств-членов, находящихся вне "зоны евро", не входят в состав Совета управляющих ЕЦБ.

Чтобы обозначить ту часть ЕСЦБ, которая реально управляет единой валютой евро, был введен термин "Евросистема" (англ. Eurosystem; франц. Eurosysteme), причем в данном случае слово "евро" используется в своем буквальном значении, не как сокращение от прилагательного "европейская"[2]. "Европейский центральный банк и центральные банки государств-членов, денежной единицей которых является евро, образуют Евросистему и проводят денежную политику Союза" (ст. 282 ДФЕС). Таким образом, Евросистема в 2011 г. насчитывала 18 центральных банков (ЕЦБ + 17 национальных центральных банков "зоны евро").

После перехода нового государства-члена на евро его центральный банк автоматически становится частью Евросистемы (например, с 1 января 2011 г. в нее вошел центральный банк Эстонии). В случае, если на евро перейдут все государства-члены, термин "Евросистема" утратит значение и перестанет использоваться.

Функции. Функции, т.е. основные направления деятельности ЕЦБ, определяются в учредительных документах через систему целей и задач, возлагаемых на ЕСЦБ в целом. Поскольку не все государства – члены ЕС перешли на евро, эти цели и задачи сегодня реализуются ЕЦБ только в отношении государств-членов "зоны евро" и их центральных банков (т.е. в рамках Евросистемы).

В соответствии с § 1 ст. 127 ДФЕС главной целью ЕЦБ и ЕСЦБ в целом является "поддержание стабильности цен", т.е. борьба с инфляцией. "Без ущерба цели стабильности цен" ЕСЦБ также "предоставляет свою поддержку общей экономической политике в Союзе", что является ее второй (дополнительной) целью.

Основные задачи ЕЦБ и ЕСЦБ в целом определяет § 2 ст. 127 ДФЕС. Они включают:

– определение и осуществление денежной политики Союза;

– проведение валютных операций (в отношении денежных единиц других государств – членов ЕС и третьих стран);

– хранение официальных валютных резервов государств-членов и управление ими;

– содействие нормальному функционированию платежных систем.

Таким образом, в качестве главной функции ЕЦБ, возглавляющего ЕСЦБ, выступает управление единой валютой ЕС евро и денежным обращением в пределах совокупной территории государств-членов, перешедших на единую валюту (в пределах "зоны евро")[3].

Применительно к некоторым вопросам ЕЦБ также осуществляет консультативные функции. С ним проводят консультации другие институты ЕС и органы власти государств-членов по вопросам, затрагивающим денежную политику Союза.

Устав ЕСЦБ и ЕСБ. Аналогично Суду ЕС (см. 4.6), основополагающие правила деятельности ЕЦБ и ЕСЦБ в целом на уровне первичного права ЕС закреплены не только в основных частях учредительных документов ЕС, но и в приложенном к ним специальном протоколе – Протоколе об Уставе Европейской системы центральных банков и Европейского центрального банка (краткое официальное название: Устав ЕСЦБ и ЕЦБ).

Устав ЕСЦБ и ЕЦБ был утвержден в 1992 г. вместе с ДЕС. В настоящее время Устав ЕСЦБ и ЕЦБ действует в редакции Лиссабонского договора 2007 г. Он включает 50 статей, распределенных в девять глав: гл. 1 "Европейская система центральных банков"; гл. 2 "Цели и задачи ЕСЦБ"; гл. 3 "Организация ЕСЦБ"; гл. 4 "Денежные функции и операции ЕСЦБ"; гл. 5 "Благоразумный надзор"; гл. 6 "Финансовые правила ЕСЦБ"; гл. 7 "Общие положения"; гл. 8 "Пересмотр Устава и дополнительное законодательство"; гл. 9 "Переходные и иные положения относительно ЕСЦБ".

Как и положения Протокола о Статуте Суда Европейского Союза, отдельные статьи Протокола об Уставе ЕСЦБ и ЕЦБ могут быть пересмотрены в упрощенном порядке. Статьи Устава, регулирующие распределение прав голоса в Совете управляющих ЕЦБ, пересматриваются на основании единогласного решения высшего института политической координации ЕС – Европейского совета, которое вступает в силу после его одобрения (ратификации) государствами-членами в соответствии с конституционными правилами каждого из них.

Для внесения поправок в ряд других статей Устава ЕСЦБ и ЕЦБ достаточно их одобрения законодательными институтами ЕС (Европейским парламентом и Советом ЕС) посредством обычной законодательной процедуры, без ратификации со стороны государств-членов (§ 3 ст. 129 ДФЕС).

Местонахождение. В соответствии с Протоколом об установлении местонахождений институтов, некоторых органов, учреждений и служб Европейского Союза (см. 4.1) местонахождением ЕЦБ избран город Франкфурт-на-Майне (ФРГ), который является одним из крупнейших европейских и мировых финансовых центров.