Европейский таможенный союз (ЕТС)

Качество интеграционной группы проверяется прежде всего уровнем свободного (или несвободного) обмена товарами стран, декларирующих свои объединительные устремления. Отметим, что ЕЭС - ЕС не только декларировал, но и созидал. Строительство Европейского таможенного союза заняло более 25 лет. Сегодня система, объединяющая весьма разные по экономическому развитию и политическим традициям государства, работает устойчиво, обеспечивая свободный поток товаров, услуг и капиталов. Секрет успеха прост: либерализация в таможенной сфере была органичной частью евроинтеграции, являясь не столько целью, сколько инструментом в реализации масштабной идеи - создания единой Европы.

Отмена пошлин

Организационное строительство современного Европейского союза началось с образования Европейского объединения угля и стали в 1951 году. Торговля этими видами сырья, а также железным ломом и рудой между Германией, Францией, Италией, Бельгией, Нидерландами и Люксембургом была освобождена от имевших равнозначный эффект пошлин, сборов и количественных ограничений. С 1959 г. такой же режим полного благоприятствования был создан в рамках "Договора Евратом" для продукции атомной промышленности. Со временем свободная торговля привела к формату более глубокой интеграции - ЕЭП в рамках ЕЭС. В договоре о ЕЭС была статья, которая гласила: "Сообщество должно основываться на таможенном союзе, который должен охватывать всю товарную торговлю и включать в себя запрещение таможенных пошлин на импорт и экспорт, всех сборов, имеющих равнозначный эффект между государствами-членами, а также предусматривать принятие общего таможенного тарифа для отношений между ними и третьими странами".

Другими статьями предусматривался переходный период, в течение которого страны-участницы должны были отменить равнозначные пошлины, обеспечив свободный переток товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, и сформировать механизмы сотрудничества. Продолжительность переходного этапа была значительной и составила 12 лет: с 1 января 1958 г. по 31 декабря 1969 г. Таможенный союз появился на полтора года раньше этого срока - 1 июля 1968 г., когда Германия, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург ввели единый импортный тариф для товаров из третьих стран. Этот успех объясняется тем, что свободное таможенное пространство стало на завершенном этапе необходимым инструментом усиления дальнейшей интеграции, оно было одной из фаз более глобального процесса, а не организовывалось с некой абстрактной целью (как, к примеру, Таможенный союз России, Казахстана и Белоруссии). При этом устранение пошлин и количественных барьеров, механизм согласования интересов участников, оценка возможных рисков и негативных и положительных последствий были в течение 15 лет опробованы на практике на отдельных группах товаров. И вывод был определенным - Таможенный союз, несомненно, является преимуществом для всех стран в их взаимной международной торговле.

Исключения из правил. Территории, на которые не распространяется действие Европейского таможенного союза: Гренландия (Дания), Антильские острова (Нидерланды), Канарские острова, Сеута и Мелилья (Испания), Ливиньо, Кампания, итальянские воды озера Лугано (Италия), Сен-Пьер, Микелон, Майотта (Франция), остров Гельголанд (Германия), Гибралтар (Великобритания).

Особые территории, на которых действует Европейский таможенный союз: Гваделупа, Мартиника, Гвиана, Реюньон (заморские территории Франции), Азорские острова, остров Мадейра (Португалия), Англо-Нормандские острова и остров Мэн (Великобритания).

Таможенный кодекс "в стиле хай-тек". В следующие 25 лет отшлифовывалось взаимодействие между членами ЕЭС в торговой и, в частности, таможенной сфере. Так, например, единая документация появилась только в 1988 г., заменив собой 150 различных документов, действовавших в различных странах. С 1975 г. все собранные пошлины поступают не в бюджеты отдельных стран, а в общую казну сообщества. В 1987 г. ЕЭС ратифицировало Международную конвенцию о гармонизированной системе описания и кодирования товаров, которая в несколько модифицированном виде с 1988 г. действует и в настоящее время.

Когда со временем в ЕЭС стали входить новые члены, в том числе такой крупный экономический и политический партнер, как Великобритания, а также Испания и Португалия, на повестку дня встали встали вопросы нового формата ЕЭС. Речь шла уже не просто о расширении сообщества, а о формировании Союза с наднациональными структурами власти, переходом к эмитированию единой валюты, делегированием части суверенитета и прочими атрибутами метагосударства.

Так, серьезные изменения произошли в сфере таможенной деятельности. Датой окончательного формирования Союза считается фактически 1 января 1993 г. - с этого дня в торговле между странами-участницами был отменен таможенный контроль.

Подготовка к этому шла долгие годы. В 1990 г. Евро-комиссия представила Таможенный кодекс ЕЭС (ТК ЕС), который, как предполагалось, должен был вступить в действие с 1993 г., но в реальности начал применяться только с 1994 г. На протяжении почти 15 лет в основной документ (ТК ЕС) вносилось пять блоков поправок, а в 2005 г. было принято решение о его кардинальном изменении. Новый вариант, принятый в 2008 г., отражает ту реальность, которая складывается в мировой торговле, а именно: тенденции глобализации, внедрения современных цифровых технологий, упрощение процедур в торговой практике. Вступление в силу отдельных положений ТК ЕС, как и в предыдущие времена, растянуто на несколько лет (подобный подход, характерный для неспешной, осмысленной европейской бюрократии, представляет собой разительный контраст со стремительной разработкой документа для союза России, Казахстана и Белоруссии, который в итоге содержит большое количество отсылочных норм к национальным кодексам).

Главные новации ТК ЕС состоят в том, что основой документооборота становится представление деклараций и прочих документов в электронной форме. Подобным же способом осуществляется передача данных между таможней и другими службами - налоговой, ветеринарной, фитосанитарной и иными, информационные системы которых увязаны друг с другом в единую сеть. Это очень удобно грузовладельцам, перевозчикам, брокерам, всем, кто самостоятельно или от имени клиентов проводит таможенную очистку товаров: все документы, даже для разных ведомств, подаются только в одно из них, поскольку, как уже было сказано выше, между различными структурами налажен обмен информацией.

Конкурентная база

Процесс либерализации торговли в Западной Европе шел не только в рамках ЕЭС, а затем ЕС. В середине XX в. успех Германии и Франции был неочевиден, зато присутствовало противодействие их объединению со стороны Великобритании, которая в 1960 г. сформировала альтернативную интеграционную группу - Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ). В нее кроме лидера Великобритании вошли также Португалия, Дания, Австрия, Швейцария, Норвегия и Швеция. Позже к ним присоединились Финляндия, Исландия и Лихтенштейн. Долгое время ЕАСТ была самым крупным торговым альянсом в Западной Европе. Она, в отличие от ЕЭС, не ставила глобальной цели создания единого рынка и свободного перемещения всех субъектов экономической деятельности. ЕАСТ сосредоточилась на ограниченных целях - устранении пошлин в торговле между странами-участницами в области промышленных товаров. При этом ЕАСТ не стала разрабатывать и применять единый внешний тариф для третьих стран, позволяя своим членам проводить в отношениях с ними ту политику, которую они считали нужным.

Отношения между конкурирующими группировками складывались не конфликтно, с переходом от конкуренции к сотрудничеству. В 1973 г. между ЕЭС и ЕАСТ было достигнуто Соглашение о свободной торговле, в рамках которого произошло снижение пошлин на промышленные товары, а в 1977 г. пошлины были отменены полностью. В 1992 г. стороны договорились уже о полном движении не только товаров, но также услуг, капитала и трудовых ресурсов. Это произошло, однако, после того, как проект ЕЭС оказался с очевидностью более конкурентоспособным и в него стали переходить члены ЕАСТ.

То, что ЕАСТ была исключительно зоной свободной торговли, не претендуя на более глубокие формы взаимодействия и тем более интеграции, предопределило ее дальнейшую судьбу: в 1972 г. из нее вышла Англия и присоединилась к ЕЭС, в том же году Ассоциацию покинула Дания; в 1986 г. из ЕАСТ вышла Португалия, в 1995 г. - Австрия, Финляндия и Швеция - все они выбрали ЕЭС - ЕС.

Несмотря на это, ЕАСТ осталась на плаву, объединяя Исландию, Норвегию, Швейцарию и Лихтенштейн, и отпраздновала в 2010 г. свое 50-летие.

СЕФТА. Похожая судьба постигла и другой альянс - Центрально-Европейское соглашение о свободной торговле (CEFTA), учрежденное в 1992 г. Венгрией, Польшей, Чехией и Словакией, к которому в 1996 г. присоединилась Словения. Как и в ЕАСТ, Соглашение касалось отмены пошлин во взаимной торговле промышленными товарами и частичного снятия ограничений на передвижение сельхозпродукции. Среди нынешних членов организации не осталось ни одного из основателей: все они вступили в ЕС. Само CEFTA, впрочем, продолжает существовать, занимаясь либерализацией торговли между Албанией, Боснией и Герцеговиной, Хорватией, Македонией, Черногорией, Сербией и даже Молдовой.