Введение пропорциональной шкалы налогообложения в России и реализация принципа социальной справедливости

Глава 23 НК РФ заменила с 2001 г. взимавшийся много лет подоходный налог с физических лиц, предусматривавший налогообложение по прогрессивной шкале, налогом на доходы физических лиц с классификацией доходов на трудовые и пассивные с фиксированными налоговыми ставками в зависимости от вида дохода. Основная ставка установлена на уровне 13%, для нерезидентов предусмотрена повышенная ставка — 30%, пассивные доходы облагаются по ставкам от 9 до 35%.

Отказ от прогрессивного налогообложения был обусловлен объективными причинами. Средняя фактическая ставка подоходного налога в 2000 г. находилась на уровне 5%, в то время как минимальная ставка была равна 12%. Это означает, что степень уклонения от уплаты подоходного налога была достаточно высокой, уровень скрытой оплаты труда в России по разным оценкам составлял от 35,2 до 31%. О том, что подоходный налог не выполнял свою фискальную функцию, свидетельствуют данные о доле подоходного налога в налоговых доходах консолидированного бюджета, которая была на уровне 10%. Для сравнения: в США и Германии доля подоходного налога в общих налоговых доходах составляла соответственно 35,7 и 26,5%[1].

Исторический пример

В 1992 г. в России была введена семиступенчатая прогрессивная шкала налогообложения доходов физических лиц с предельной ставкой налога 60%, с помощью которой предполагалось изъятие налога с доходов физических лиц, занимающихся индивидуальной предпринимательской деятельностью. С 1 января 1993 г. предельная ставка подоходного налога была снижена до 30%, а число ступеней шкалы уменьшено до трех. Необлагаемый минимум был приравнен к установленному на федеральном уровне минимальному размеру оплаты труда. Накануне реформы подоходного налога (2001 г.) применялась пятиступенчатая шкала прогрессивного налогообложения с максимальной ставкой 35%.

Социальная функция НДФЛ реализуется в гл. 23 НК РФ посредством налоговых вычетов и изъятий из объекта налогообложения.

Налоговые вычеты по экономической сути представляют собой налоговую льготу, посредством использования которой налогоплательщик вправе уменьшить свои налогооблагаемые доходы.

Стандартные вычеты имеют целью улучшение положения социально наименее защищенных групп граждан, а налоговые вычеты на детей соответствуют конституционному принципу охраны семьи, материнства, и детства.

В 2001 г. стандартный вычет на детей составил 300 руб. и за 10 лет действия гл. 23 НК РФ вырос до 3000 руб. за третьего и до 1400 руб. на первого и второго ребенка. Предельный уровень заработной платы, выше которого не производился стандартный вычет на детей, в 2001 г. составлял 20 000 руб., в 2013 г. — 280 000 руб.[2]

Введение социальных налоговых вычетов на образование и лечение является отражением политики государства в сфере обеспечения государственных гарантий граждан на получение образования и медицинской помощи, пенсионного обеспечения.

Налогоплательщик имеет право уменьшить НДФЛ на суммы, израсходованные на обучение ребенка (в 2001 г. — 25 тыс. руб., в 2013 г. — 50 тыс. руб.), на лечение, в том числе членов семьи, на пенсионное обеспечение, но не более 125 тыс. руб. за налоговый период (в 2001 г. — 25 тыс. руб.).

Имущественный налоговый вычет на приобретение жилого дома, квартиры (не более 2 млн руб.), имеет не только социальную, но и регулирующую направленность, которая проявляется в том, что стимулирует развитие жилищного строительства, создает дополнительный спрос на строительные материалы и услуги. Но следует отметить, что данная льгота ориентирована, прежде всего, на лиц с высокими доходами.

Индивидуальные предприниматели, налогоплательщики, получающие доходы от выполнения работ (оказания услуг) по договорам гражданско-правового характера, а также авторские вознаграждения получили право при исчислении налога на доходы физических лиц уменьшать свой облагаемый доход на сумму расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода.

Профессиональный налоговый вычет предоставляется в зависимости от категории налогоплательщика и составляет до 40% полученного дохода или предоставляется в размере фактически произведенных расходов.

Введение пропорциональной шкалы налогообложения дало свои положительные результаты. Доля НДФЛ в налоговых доходах консолидированного бюджета увеличилась к 2004 г. до 17,2%, в 2010 г. — до 23,3%, но в 2012 г. несколько снизилась до уровня 20,6%.

По мнению Ю. Д. Шмелева, отказ государства от прогрессивной системы налогообложения в пользу принципа эффективности представляется необоснованным, поскольку главной причиной роста поступлений по НДФЛ является общий рост экономики, а не легализация доходов населения[3].

Доля теневой оплаты труда действительно на первом этапе постепенно снижалась, и в 2003 г. достигла 24%, но это произошло в результате более высоких темпов роста легальной заработной платы в сравнении с темпами роста скрытой заработной платы. По данным опроса Фонда "Общественное мнение", проведенного в конце 2005 г. в 49 регионах РФ, 26% населения получали зарплату в конвертах, а в крупных городах скрытая заработная плата достигала 34%[4].

Радикального снижения масштабов бедности не произошло, общее неравенство увеличилось, совокупный рост реальных доходов происходил за счет стремительного роста доходов наиболее обеспеченных слоев населения. Коэффициент дифференциации доходов к 2007 г. составил в России 17,0 и увеличился в пять раз. Для сравнения: в США этот показатель равен 10,02. По данным Федеральной службы государственной статистики, в I полугодии 2011 г. отношение 10% наиболее высоких и средних доходов к 10% доходов наименее обеспеченных граждан (децильный коэффициент) составило в России 14,8%. При этом критическим для поддержания социальной стабильности является восьмикратное расслоение доходов населения. Если децильный коэффициент уменьшается, это свидетельствует о том, что налоговая система осуществляет выравнивание доходов, а если увеличивается, неравенство только возрастает.

За счет увеличения налоговой ставки с 12 до 13% налоговая нагрузка на население с низким уровнем дохода (а оно составляет 83,7% всего населения) увеличилась на 8,5%, а для более высокооплачиваемых групп, наоборот, снижение налоговой нагрузки составило от 5 до 12%.

В рейтинге стран по уровню жизни в 2012 г., составляемом ООН, Россия занимала 59-е место (США— 10-е)[5].