Европейская ситуация: стремительный рост долговой задолженности

Если оценивать общее состояние сегодняшней Европы, то можно сделать уверенный вывод о том, что глобальный финансово-экономический кризис, мощно развернувшийся в 2008 г., не преодолен. В Европе он продолжается уже пятый год, с некоторыми колебаниями. Так, в 2010 г., казалось, что кризис, наконец, остался позади — показатели экономического роста почти во всех странах были положительными, хотя и тогда вызывало тревогу то, что безработица оставалась на высоком уровне (свыше 10%), свидетельствуя, что особенного расширения производства не происходит. Тем не менее в политической и деловой элите ведущих стран преобладали оптимистические ожидания. Развернулась деятельность по отмене кризисных мер — "временных мер регулирования", начатая еще в 2010 г. В 2011 г. все внимание мировой политической и деловой элиты было приковано к США, стали обсуждаться вопросы о скором крахе долларовой системы, варианты различных "заменителей" доллара как мировой резервной валюты. Курсы доллара падали, евро повышался. Масла в огонь подлило решение рейтинговых агентств от 6 августа 2011 г., которые снизили уровень кредитоспособности США с верхнего предела ААА до АA+.

И вдруг мгновенно все внимание переключается с Америки на Европу, и прежде всего на Грецию: оказалось, она находится на грани долговой катастрофы. Рейтинговые агентства снижают рейтинги европейских банков и государств один за другим, добираются даже до могущественной Германии. Американские проблемы забыты, евро падает все ниже, курс доллара снова укрепляется. Основная проблема стран еврозоны — высокая долговая задолженность банков и слабая кредитная способность самих государств, которые вынуждены все чаще обращаться за кредитами в "кассу" ЕС и МВФ. Среди наиболее ослабевших стран — четверка еврозоны: Греция, Португалия, Италия и Испания.

Греция. Первой в полосу бюджетно-долгового кризиса вошла Греция, в ней ситуация оставалась сложной даже в 2010 г., когда другие страны ЕС, как отмечалось выше, вроде бы стали выходить из кризиса. В начале 2010 г ., греческое правительство обратилось в ЕС с просьбой предоставить срочный кредит в размере 20 млрд евро. Решение этого вопроса затянулось на полгода, а между тем бюджет и целом финансовое положение Греции непрерывно ухудшались. Вторая половина 2010 г., весь 2011 г. и первая половина 2012 г. в ЕС прошли под непрерывным обсуждением возможности дефолта Греции и форм оказания ей помощи. Общие объемы предоставленных кредитов, в том числе по линии МВФ, превысили 200 млрд евро, что не избавило страну от рассуждений на тему "когда Греция выйдет из зоны евро". Социально-экономическое положение населения Греции буквально отчаянное: более 25% безработных, заработная плата в частном секторе сократилась на 20%, а в государственном — на 50%.

Мало того, сложнейшая ситуация сложилась в Португалии, Испании, а несколько позже и в Италии. В этих странах обнаружились масштабные бюджетные дефициты и кризис банков, которые не в состоянии расплатиться с долгами. Ситуация в них осложняется тем обстоятельством, что в них почти прекратился экономический рост, и только германская экономика показывает положительную динамику.

Италия и Испания. Накануне саммитов ЕС и Группы-20 (конец июня 2012 г.), повестки дня которых посвящены европейскому долговому кризису, Standard & Poor's снизило на одну ступень суверенный рейтинг Испании — до уровня А4-, что удорожает для страны кредитные заимствования на внешних рынках. Агентство S & Р последовало по пути Fitch (которое ранее снизило на два пункта суверенные рейтинги заимствований Италии и Испании). Рейтинг Испании, в которой в ноябре должны были пройти очередные парламентские выборы, был снижен, как отмечено выше, до АА- (с негативным прогнозом). S &Р также снизило прогноз роста ВВП в Испании в 2012 г. с 1,5 до 1%, предупредив о рисках рецессии в стране. Рецессия в свою очередь означала невозможность выполнения планов испанского правительства сократить к 2013 г. дефицит бюджета до 3% ВВП. Очевидно, это также повлияло на результаты парламентских выбров, на которых правящая социалистическая партия потерпела поражение. Новое правительство во главе с Рахойо разработало план жесткой экономии, существенно сократив государственные расходы, на чем настаивала Европейская Комиссия и МВФ, в ответ на согласие предоставить Испании кредит в размере 100 млрд евро. Следует отметить, что ухудшение оценок платежеспособности Испании и Италии в отличие от развития греческого (и португальского) долгового кризиса является гораздо более ощутимой угрозой для экономики ЕС в силу серьезного переплетения финансовых связей стран. Например, Банк Испании владеет 8,3% капитала Европейского центрального банка, Банк Италии — 12,4% (большие среди стран еврозоны доли у Франции — 14,2% и Германии — 18,9%), тогда как Греция в капитале ЕЦБ имеет только 2%.

Во многом сценарий дальнейшего развития европейского долгового кризиса зависит от того, какие будут избраны меры и способы его решения. Пока сокращение государственных расходов является главным направлением решения долгового противоречия, а ведь предельное их сокращение ведет к росту безработицы, "сжатию" спроса и блокированию деловой активности. При этом, несмотря на всю остроту греческого долгового кризиса, программы еврозоны, МВФ и ЕС (фонды EFSF и ESM, тем более с учетом увеличения ресурсов EFSF в среднесрочной перспективе (2013—2014 гг.)), почти гарантированно покрывают греческий дефолт, как и возможное ухудшение ситуации в Португалии, Ирландии (внешний долг последней, отметим, более чем наполовину контролируется кредиторами за пределами ЕС) и даже Бельгии. Но дальнейшее снижение суверенных рейтингов Испании поставит под угрозу немецких и французских кредиторов испанского правительства, владеющих сейчас более чем 400 млрд долл. испанского госдолга, а также кредиторов из Великобритании (более 100 млрд долл.). Впрочем, внешний долг Испании в значительной степени — неевропейский в отличие от долга Италии, в котором более 500 млрд долл. контролируется кредиторами из Франции и порядка 200 млрд долл. — ФРГ. Таким образом, "греческий" сценарий является меньшим из зол, с которыми приходится сталкиваться Европе. "Испанский" сценарий кризиса более вероятен и более фундаментален. Испания — страна с максимальной среди крупных экономик ЕС безработицей (более 25%), последние данные Евростата демонстрируют в Испании самые низкие темпы роста промышленного производства за все последние годы (0,3% в 2011 г.), крайне глубокий спад в розничной торговле (-4,6% против -1% в еврозоне). При этом основная трудность для Испании не столько в типичных проблемах зоны евро, сколько в "сдувании пузыря" на рынке недвижимости, который, скорее всего, является крупнейшим в Европе. Рост в строительном секторе и приток инвестиций в испанскую недвижимость и ипотеку, в том числе со стороны клиентов из Великобритании, Франции и Германии, с середины 1980-х гг. стали важнейшими источниками роста ВВП Испании, в котором к 2008 г. строительство занимало около 16%. Стагнация цепко держит в своих объятиях экономику Испании. Кризис обрушил эту огромную отрасль, что отразилось на всей испанской экономике.

Новое правительство во главе с премьером Рахойо предложило, как было выше отмечено, жесткий план экономии, сократило чуть ли не на треть государственные бюджетные расходы (в первую очередь на социальные цели), но видимых успехов эта политика не принесла. Более того, она усугубила проблемы страны, в частности, безработица возросла до 25% (самый высокий уровень в ЕС); деловая активность замерла. Рейтинговые агентства наносят удар за ударом: 14 июня 2012 г. Moody's снизила кредитоспособность Испании сразу на три ступени — с "А3" на "ВааЗ", за которым маячит "мусорная" ступень, как называют нулевой уровень доверия к стране. Заметим, что накануне МВФ предложил Испании кредит в размере 100 млрд евро, который, по мнению правительства Испании, вполне смог бы обеспечить в стране решение наиболее важных выплат в области долговых обязательств. Кстати, одновременно Moody's снизило также рейтинг Кипра, который теснейшим образом связан с банками "тонущей" Греции.

Ситуация с долговым кризисом в ЕС настолько серьезна, что ей был в немалой мере посвящен Саммит ЕС в 2012 г. Обсуждался также вопрос о ратификации ранее согласованного "Фискального договора ЕС", в котором главная идея была сформулирована канцлером Германии Ангелой Меркель — бюджетная дисциплина и строгая экономия. В дополнение Ангела Меркель предлагает создать Европейский банковский союз, который мог бы координировать деятельность банков ЕС. О сложной обстановке в Европе свидетельствовало и то, что глава МВФ Кристин Лагард вослед финансисту Дж. Соросу заявила, что для спасения европейской валюты остается не более трех месяцев.

На фоне этого итальянские проблемы по сравнению с испанскими выглядят более конъюнктурными и краткосрочными —дополнительную уверенность в их решении придали такие события, как уход Сильвио Берлускони с поста главы правительства и формирование "технического правительства" для преодоления проблем кризисной динамики.

Однако вне зависимости от конкретного сценария продолжения европейского долгового кризиса, он так или иначе подбирается к "основам" зоны евро: банковский обвал в Испании (накануне S & Р снизило рейтинги 15 крупных кредитных институтов страны) и возможные проблемы Испании с участием нового механизма EFSF ставят под вопрос адекватность всей избранной в 2010—2012 гг. стратегии ЕС по борьбе с кризисом. Во всяком случае, и испанская, и итальянская долговые проблемы не выглядят решаемыми только силами ЕС и МВФ. Гарантий EFSF совершенно не достаточно для предотвращения кризиса. Главной темой встреч в рамках Группы-20 в июне 2012 г. (Мексика) явилось обсуждение ситуации в ЕС, а также вопрос расширения капитала МВФ, в том числе участие фонда в преодолении долгового кризиса в ЕС.

Давняя история

Появление первого внутреннего долга европейских государств: случай с Великобританией

Первый государственный внутренний долг в европейских странах возник в Англии, и связан он был с трагической страницей в ее истории. В 1690 г. произошло решающее морское сражение между основным военно-морскими силами Франции и Англии у британских берегов, в котором был почти полностью уничтожен флот Англии. Фактически Англия оказалась в континентальной блокаде (эту блокаду пытался повторить Наполеон в начале XIX в., но безуспешно) . Сильно ослабевшая Англия попыталась в какой-то мере выйти из этой ситуации, собрав огромный торговый флот (110 торговых кораблей) и по договоренности с Оттоманской империей в 1694 г. направила его в Смирну (турецкий порт в Средиземноморье) в сопровождении оставшихся военных кораблей, составлявших все еще довольно внушительную эскадру (около ста единиц). Караван благополучно миновал наиболее опасные морские районы, контролируемые французским военным флотом в Атлантике, обогнул Бискайский залив у берегов Португалии и вошел в воды перед Средиземноморьем, где доминировал мощный Оттоманский военно-морской флот. Английские адмиралы конвоя решили, что они свою задачу выполнили и повернули назад, взяв курс на Британские острова. А между тем на горизонте каравана появилась французская военная эскадра, которая абордажем захватила почти все торговые суда, а часть потопила. Франции досталась богатая добыча — сукна, металлические изделия, оружие и самое главное — серебро и золото в слитках и монетах. После известия об этой страшной трагедии всю Англию охватил шок, все были уверены в том, что Франция высадит свои войска на островах и захватит страну. Казна была пуста, ремесленничество угасало, ситуация казалась безвыходной. Без мощного океанского флота Англии грозила гибель и захват европейскими державами. Точно неизвестно, кто подсказал королю срочную необходимость создать "новое предприятие" с одним главным ключевым элементом — аккумуляцию денежных средств населения на контрактной (договорной) основе, когда на каждый вложенный в это предприятие фунт стерлингов королевское правительство гарантировало получение кредитором 8% годового дохода на вложенные деньги. Это предприятие называлось Банком Англии (1694 г.). Успех предприятия оказался ошеломительным — уже через 12 дней после своего основания Банк Англии предоставил первый кредитный заем правительству на сумму в 1,2 млн фунтов стерлингов — гигантские деньги по тем временам. Главными кредиторами Банка Англии, т.е. вкладчиками, явились не крупные землевладельцы-феодалы (тогдашние олигархи), обладатели наиболее крупных денежных и прочих ресурсов, занимавшиеся интригами и заговорами против ослабевшей королевской власти и лорд-канцлера — главы правительства, а купцы, ремесленнические цеха, нарождающиеся буржуазные элементы, мелкие землевладельцы и арендаторы (можно сравнить их с современным средним классом). В условиях, когда в стране практически исчезли какие-либо прибыльные сферы предпринимательской деятельности, предприятие "Банк Англии" оказалось, по сути, единственным выгодным и гарантированным объектом вложения свободных денег. Англия стала быстро возрождаться как великая морская держава — Великобритания. При этом взят был курс на строительство новых в технологическом плане предприятий, обеспечивших создание в недалеком будущем мощной современной индустриальной базы, стали строиться новые военные и торговые суда, превосходящие те, которыми владели Франция и Испания. Именно тогда, в 1694 г., была открыта первая страница в истории появления внутренних долгов европейских государств. Вскоре на этот же путь стали и другие европейские державы, создав свои центральные банки.