Введение

С начала 90-х гг. XX в. специальность бухгалтера стала особенно популярной.

Тысячи и тысячи фирм составляют годовые балансовые отчеты. При этом настоящий массовый героизм проявляет армия бухгалтеров.

Бухгалтер — это специалист, работающий по системе учета в соответствии с действующим законодательством. Его задачи: вовремя и правильно заплатить налоги, отчитаться перед государственными органами и собственниками компании, организовать работу с клиентами и партнерами организации, следить за финансовым состоянием предприятия.

Но в любом случае — это профессионально подготовленный человек, который легально осуществляет бухгалтерскую деятельность в интересах внешних и внутренних пользователей бухгалтерской отчетности.

Бухгалтерию чаще всего возглавляет главный бухгалтер, кроме того имеются заместители главного бухгалтера и рядовые бухгалтеры. В зависимости от численности предприятия и его документооборота эти должности могут быть совмещены или дополнены другими (например, бухгалтер-ревизор, бухгалтер-кассир и т.д.).

Основной целью деятельности профессионального бухгалтера является работа в соответствии с наивысшими стандартами профессионализма для достижения максимального уровня эффективности и удовлетворения потребностей общества.

В таких условиях профессиональная этика становится важным фактором жизни организаций и общества в целом.

В корпоративной Америке этика стала активом в балансе предприятий. Сейчас, более чем когда-либо, бухгалтер стремится навести мост над пропастью между общественным и частным лицом компании, между декларируемой и реальной ее деятельностью.

Институт профессиональных бухгалтеров России, являясь членом Международной федерации бухгалтеров (МФБ), стремится реализовать задачу МФБ по выработке и внедрению стандартов профессиональной этики бухгалтеров.

Мнение авторитетных бухгалтеров является важнейшим источником норм профессиональной этики, их моральный авторитет, их поведение способны повлиять на формирование образцов поведения во всем профессиональном сообществе.

Дисциплинарная практика прошлых лет дает представление о том, как изменяются со временем представления об этичном и неэтичном поведении, как трактуются правила и определяется степень тяжести того или иного проступка. Наличие и знание профессионального кодекса помогает специалисту принимать грамотные, профессиональные, этические решения в непростых ситуациях.

Дисциплина "Профессиональная этика и ценности бухгалтеров и аудиторов" является дисциплиной, рекомендованной Комитетом образования Международной федерации бухгалтеров (1БАС) в качестве обязательной для студентов 1-го курса магистратуры направления "Экономика".

Целью преподавания дисциплины является развитие у студентов нравственного компонента бухгалтерского и аудиторского мировоззрения; рассмотрение системы этических знаний кодекса бухгалтера во всем многообразии исторических и современных вариантов; формирование у студентов нравственного сознания профессиональных принципов при одновременном превращении моральных норм и этических требований обществ профессиональных бухгалтеров и аудиторов в глубокие личные убеждения и твердые внутренние позиции личности.

Задачи дисциплины:

— помочь обучаемым овладеть системой профессиональных этических знаний и ценностей, отвечающей современным требованиям подготовки магистра высшей школы;

—научить студентов умело применять основные положения профессиональной этики для формирования духовного мира личности, развития интеллекта, культуры, нравственности, патриотизма и достоинства человека в работе бухгалтером и аудитором;

—вырабатывать у обучаемых систему положительных привычек поведения, соответствующих принятым моральным нормам профессии;

— сформировать у студентов прочные навыки и умения систематической работы над совершенствованием своего нравственного облика бухгалтера и аудитора.

Место дисциплины в подготовке магистра.

Дисциплина занимает важное место в системе подготовки студентов по магистерским программам "Международные стандарты учета, финансовой отчетности, аудита" и "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Она способствует формированию нравственной составляющей мировоззренческой позиции личности бухгалтера и аудитора, нравственной культуры, личных убеждений и умению проявлять их в сложных ситуациях современного развития российского общества и в условиях реформирования бухгалтерского учета.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

а) общекультурных:

ОК-1 — соблюдение этикета и кодекса бухгалтера и аудитора, осуществляющего свою деятельность в современных условиях;

ОК-2 — знание и понимание особенностей взаимосвязи основных видов профессиональной деятельности бухгалтера и аудитора с моралью;

ОК-3 — умение творчески применять основные положения профессиональных этических знаний в повседневной практической деятельности в качестве бухгалтера и аудитора;

б) профессиональных:

ПК-1 — обладание базовыми теоретическими знаниями и практическими профессиональными навыками в области финансового учета, управленческого учета и формирования соответствующих видов отчетности;

ПК-2 — способность комплексно анализировать результаты фактов хозяйственной жизни организации, выделять проблемы и оценивать, в каком порядке их нужно решать;

ПК-3 — умение находить необходимую информацию в различных дисциплинах для решения многосторонних или сложных проблем; оценивать возможность альтернативных решений и понимать роль профессионального суждения в их принятии;

ПК-4 — обоснование роли профессиональных ценностей и этики в развитии цивилизации, условиях реформирования бухгалтерского учета в России и связанных с этим современных социальных и этических проблем.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

знать

—специфику основных направлений и областей профессиональных этических взглядов, место и задачи профессиональной

этики в социальном развитии и формировании профессии бухгалтера и аудитора;

—ОГЛАВЛЕНИЕ основных этических принципов профессиональных бухгалтеров и аудиторов и отражение их закономерных связей и отношений;

—этические нормы поведения в различных условиях и обстоятельствах;

уметь

—творчески применять основные положения профессиональных этических знаний в повседневной практической деятельности в качестве бухгалтера и аудитора;

— аргументированно обосновывать роль профессиональных ценностей и этики в развитии цивилизации, условиях реформирования бухгалтерского учета в России и связанных с этим современных социальных и этических проблем;

—осуществлять анализ профессиональных изменений с точки зрения категорий этики, различать общечеловеческое, профессиональное и частное в нравственных явлениях действительности;

иметь представление

—об особенностях применения основных категорий профессиональных ценностей и этики в различных ситуациях практической деятельности бухгалтера и аудитора;

— основных моделях нравственного поведения и общения бухгалтеров и аудиторов и их проявлении в профессиональной деятельности;

—особенностях взаимосвязи основных видов профессиональной деятельности бухгалтера и аудитора с моралью;

иметь навыки

—владения понятийным аппаратом профессиональных этических норм для самостоятельного анализа процесса формирования профессии бухгалтера и аудитора;

— самостоятельного анализа влияния управления и управленческих технологий на процессы жизнедеятельности человека и общества;

—соблюдения этикета и кодекса бухгалтера и аудитора, осуществляющего свою деятельность в современных условиях.

Учебник "Профессиональная этика и ценности бухгалтеров и аудиторов" подробно рассказывает, как бухгалтер может улучшить этическое здоровье компании в рамках жесткого бухгалтерского режима, какие может принять исправительные меры.

Этические проблемы и правила, о которых идет речь в данном учебнике, затрагивают взаимоотношения бухгалтера и аудитора с клиентом, партнерами, коллегами по профессии, государственными органами, обществом в целом. Следуя этическим правилам, мы не только оберегаем себя и клиента от неприятностей, но и постепенно улучшаем имидж профессии. Сегодня в России создается настоящая профессиональная корпорация, и одновременно происходит воспитание нового поколения бухгалтеров и аудиторов — для этого создаются кодексы профессиональной этики.

Книга описывает современную деловую среду, анализирует этические проблемы, законодательные требования к дипломированным бухгалтерам, включая законодательные акты и положения, иллюстрирующие уровень требований в России.

При написании учебника были максимально использованы материалы современных нормативно-правовых актов, законодательства в области профессиональной этики, а также нормативные документы саморегулируемых организаций бухгалтеров и аудиторов.

В учебнике в систематизированном виде отражены основные понятия, методы, определения профессиональной этики, сложившиеся в мировой и отечественной практике.

Материал подготовлен с использованием информационносправочной системы "КонсультантПлюс" и информационносправочной системы "Гарант".