Лекция 10. Еврейская философия

В эпоху Средневековья основные центры еврейской культуры и философии находились на территории мусульманского мира: в Вавилоне, Багдаде и др.; в X в. важнейшим центром еврейской философской мысли стала Кордова (Испания). Развитие еврейской философии шло под сильным влиянием мусульманской, поэтому большинство еврейских философов X–XII вв. писали свои сочинения на арабском языке, и только в XIII–XIV вв. эти произведения были переведены на еврейский язык. Преследования евреев мусульманами, начавшиеся в XIII в., а затем в XV в. и христианами (после того, как Испания была отвоевана у арабов), привело к разрушению этого центра еврейской философии.

Развитие еврейской средневековой философии началось в восточных центрах на базе теологии, где в VIII–X вв. существовало два основных направления: раввинское и караимское.

Караимы по своим воззрениям были близки к мутазилитам. Как и последние, караимы считали, что Священное Писание (в иудейской традиции – Ветхий Завет и Талмуд) должно истолковываться с помощью разума, причем таким образом, чтобы религиозные идеи не противоречили научным. Виднейший представитель движения караимов – Анан бен Давид (VIII в.).

В раввинском направлении первым теологом, начавшим использовать философские учения и методы для обоснования религиозных идей, стал Саадия из Файюма в Египте (892–942). Он утверждал, что высшими истинами являются истины религии, изложенные в Священном Писании. Истины, к которым в конце концов приходит разум, не могут противоречить религиозным. Но если в Откровении эти истины даны нам сразу, то разум обретает их постепенно, после длительных усилий и многих ошибок.

В развитии еврейской философии в X–XIII вв. на Западе (Испания) можно выделить три основных направления (схема 60).

• Неоплатонизм, крупнейший представитель – Соломон ибн Гебироль (бен Иегуда) (1020–1070), известный в средневековой Европе под именем Авицеброн.

• Перипатетизм (аристотелизм), крупнейший представитель – Могпе (Моисей) бен Маймон (1135–1204), чаще называемый Маймонид.

• Каббала – мистическая философия, в развитии которой сыграл важную роль Моше де Леон (Моисей Лионский).

Схема 60. Еврейская средневековая философия: основные направления

Неоплатонизм

Ибн-Гебироль (Авицеброн) (Aviccbron)

Биографические сведения. Соломон бен Иегуда, или в мусульманской традиции – Ибн-Гебироль[1], (1020–1070) – средневековый еврейский мыслитель; был широко известен в мусульманском мире под именем Абу Айюб Сулейман ибн Яхья ибн Джебироль, а в средневековой Европе – под именем Авицеброн. Он родился в Испании в г. Малаге, большую часть жизни прожил в Сарагосе. Был поэтом и философом.

Основные труды. Главное произведение "Источник жизни", построенное в виде диалога между учителем и учеником, было написано на арабском языке. Оригинал утрачен, частично сохранились еврейский и латинский переводы. Последний был широко известен в средневековой Европе, а автор считался арабом.

Философские воззрения. Онтология. Онтология Авицеброна представляет собой попытку соединить религиозные представления о Боге с неоплатоновской онтологией и учением Аристотеля о материи и формах: "В бытии имеются всего три вещи, а именно: материя вместе с формой, первая субстанция и воля, представляющая собой промежуточное звено между этими двумя крайними звеньями". Бог при этом понимается как первая субстанция и по сути дела отождествляется с идеей Единого у Платона и неоплатоников.

Космогония. В космогонии имеет место синтез библейского учения о творении мира Богом из ничего и неоплатоновского учения об эманациях. Бог посредством Логоса (т.е. Слова, которое есть одновременно еще и воля Божья) создает бытие из ничего. Это первый и последний акт творения, результатом которого является Космический разум (ум), включающий в себя материю и формы. Далее космогонический процесс идет по схеме неоплатоников: в результате эманации, исходящей от Космического разума, рождается Мировая душа, отдельные души, природа.

Все существующие объекты – за исключением Бога – есть единство материи и формы, т.е. материальными признаются не только телесные, но и духовные сущности, например человеческие души, ангелы и т.п. Материальные объекты различаются по степени "тонкости" материи, из которой они состоят, что связано с той формой, которую "восприняла" материя (материя, как и у Аристотеля, понимается как универсальный носитель возможностей). Принципиальным является деление материи на воспринявшую "форму телесности" и "форму духовности". Чем более тонкой становится материя, тем более совершенной и знающей она является. Познание Бога возможно только интуитивным путем в состоянии экстаза.

Судьба учения. Ибн-Гебироль оказал некоторое влияние на мусульманских и христианских философов. Особо можно отметить сто влияние на пантеистические идеи Джордано Бруно.