Эволюция суда, прокуратуры, органов внутренних дел и государственной безопасности. Система органов внесудебных репрессий

В начале 1930-х гг. в системе административно-политических органов проводится реформа. Управление самой системой централизуется, число органов увеличивается. Милиция выводится из-под контроля местных властей и НКВД союзных республик. Вообще функции республиканских НКВД в начале 1930-х гг. сильно сужаются, а в некоторых республиках (УзССР, РСФСР) они даже упраздняются. До создания в 1934 г. союзного НКВД, который с этого времени возглавляет и систему госбезопасности, милиция подчинена непосредственно ОГПУ СССР. В ведение ОГПУ СССР находилась и система исправительно-трудовых учреждений. Новый НКВД был союзно-республиканским, что подразумевало восстановление соответствующего наркомата во всех союзных республиках. Этого не было сделано только в РСФСР. В 1934 г. в составе НКВД было образовано Особое совещание (нарком, его заместитель и прокурор СССР), которое наделялось правом применять в административном порядке высылку, ссылку, заключение в исправительно-трудовой лагерь на срок до пяти лет и иные наказания.

В 1933 г. прокуратура становится союзной. Прокуроры республик назначаются и отзываются теперь Прокурором СССР. Однако в качестве наркомов юстиции они некоторое время еще продолжали подчиняться одновременно республиканским правительствам. Централизация прокуратуры завершилась лишь с принятием Конституции СССР 1936 г.

После проведенной в 1937 г. переписи оказалось, что ее результаты не соответствуют тому образу страны, который хотел видеть И. В. Сталин. За годы, прошедшие между XVI и XVII съездами партии, голод унес более 6 млн жизней. В итоге результаты переписи были аннулированы, а отделы ЗАГС обвинены в злонамеренном искажении демографической статистики и переданы в подчинение НКВД.

С 1928 по 1932 гг. проходила поэтапная реформа советской адвокатуры. Частные адвокаты признавались несовместимыми со строительством советской экономики. Стало поощряться создание в коллегиях трудовых коллективов. 4 июня 1929 г. НКЮ издал циркуляр, по которому адвокаты, работавшие в коллегиях, приравнивались по статусу к рабочим и служащим, что означало значительное снижение квартплаты и налогов, возможность вступления в профсоюзы. Частных адвокатов лишали права выступать в суде, а в начале 1930-х гг. частную практику запретили окончательно. Из корпорации удалялись все подозрительные лица, для чего периодически проводились чистки. Адвокат был обязан по-советски интерпретировать законы и ставить своей целью не обслуживание клиента, а укрепление советского общества. Роль адвоката в судопроизводстве была существенно ослаблена. В качестве образца приводилось поведение адвокатов в Шахтинском деле, которые не поколебали основ обвинения, не пытались смягчить вину подзащитных, а просто просили о пощаде[1].

В гл. IX Конституции были определены общие принципы правосудия и система судоустройства. Правосудие осуществлялось Верховным Судом СССР, верховными судами союзных и автономных республик, областными, народными и специальными судами. Верховный Суд СССР избирался Верховным Советом СССР сроком на пять лет и являлся высшим судебным органом. Верховные суды союзных и автономных республик, краевые, областные суды избирались соответствующими Советами сроком па пять лет. Народные суды избирались гражданами района на основании всеобщего, прямого тайного голосования сроком на три года. Конституция установила, что судьи независимы и подчиняются только закону. Рассмотрение дел должно было производиться с участием народных заседателей. Судопроизводство следовало вести на национальном языке, обвиняемый имел право па защиту. Высший надзор за исполнением законов возлагался на Прокурора СССР, который назначался Верховным Советом СССР сроком на семь лет. Органы прокуратуры осуществляли свои функции независимо от местных органов и подчинялись только Прокурору СССР.

16 августа 1938 г. был принят Закон о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик[2], вслед за Конституцией провозгласивший правосудие исключительной прерогативой судебных органов (ст. 1). Он воспроизвел конституционные нормы о выборности и независимости судей и народных заседателей, которые могли быть освобождены от должности досрочно только на основании отзыва избирателей или по приговору суда. Для возбуждения уголовного дела против судьи требовалась санкция прокурора и Президиума Верховного Совета союзной республики. Однако судьями могли быть, как правило, только члены ВКП(б), что позволяло партийным органам определять ОГЛАВЛЕНИЕ приговоров и решений судов. Кроме того, Председатель Верховного Суда СССР и Прокурор СССР имели право истребовать любое дело из любого суда СССР или союзных республик и внести по этому делу свой протест (ст. 74). В состав Верховного Суда СССР входили Председатель, его заместители, члены Верховного Суда и народные заседатели. Они составляли Судебную коллегию по уголовным делам, Судебную коллегию по гражданским делам, Военную коллегию, Железнодорожную коллегию, Водно-транспортную коллегию (ст. 65). В годы репрессий особо зловещую репутацию приобрела Военная коллегия под председательством беспощадного В. В. Ульриха. Под его руководством прошли крупнейшие политические процессы, в том числе по делам об антисоветском объединенном троцкистско-зиновьевском блоке (19–24 августа 1936 г.), о параллельном антисоветском троцкистском центре (23– 30 января 1937 г.), Μ. Н. Тухачевского (11 июня 1937 г.) и др. 17 ноября 1938 г. совместным постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР "Об арестах, прокурорском надзоре и ведении следствия" № н-4387 "большой террор" в стране был прекращен. По уже установившейся традиции принятию этого документа предшествовало соответствующее решение Политбюро ЦК ВКП(б) № П65/116. В постановлении, в частности, говорилось о необоснованности многих арестов, фальсификации дел органами НКВД, слабости прокурорского надзора. Вина за эти преступления была возложена на руководство НКВД. В декабре 1938 г. Н. И. Ежов был смещен с поста наркома, осужден и расстрелян вместе с заместителями, начальниками управлений НКВД краев и областей, руководителями отделов этого наркомата. Место наркома занял Л. П. Берия. Заметим, что приговоры по фальсифицированным делам, вмененным в вину Н. И. Ежову и другим сотрудникам НКВД, так и не были пересмотрены.