Эволюция форм и методов вертикальной интеграции

Процессы вертикальной интеграции в системе товарного обращения начались на рубеже XX в. По мере развития конкуренции одни формы и методы дополнялись другими, в результате вертикальные объединения стали преобладающей формой концентрации торгового капитала и организации товарного обращения в послевоенные годы.

Исторически первоначальным направлением межотраслевой вертикальной интеграции явилось проникновение промышленных компаний в оптово-розничную торговлю. Классическим примером такой интеграции считается американская компания по производству швейных машин "Зингер", которая еще в конце XIX в. открыла в регионах страны, а затем и за рубежом оптово-сбытовые подразделения. Такие сбытовые подразделения занимались организацией рыночных связей и заказов на поставку товаров. Поэтому они не составляли конкуренции оптовым предприятиям, а вытесняли со своего сегмента рынка посредников – агентов и брокеров. Сбыт продукции обрабатывающей промышленности США через собственные сбытовые подразделения оказался наиболее динамичным направлением межотраслевой вертикальной интеграции. Общий объем продаж предприятий данной сферы вырос в 4 раза (с 33,3 до 136,5 млрд долл.), доля розничных предприятий в закупке товаров возросла с 39,2 до 47,1% (из них 2,0% приходилось на собственные фирменные магазины), а доля оптовых предприятий сократилась с 56,1 до 50,4%, оставшаяся доля объема продаж приходилась на прямые поставки конечным потребителям. Если в начале периода (1929 г.) доля поставок оптовым звеньям промышленности в общем объеме реализации товаров составляла 16,1%, то к концу 1990-х гг. она выросла до 31,6%, а доля поставок независимым оптовым предприятиям сократилась в этот период с 40 до 18,8%[1].

Более сложным оказался процесс проникновения промышленных компаний в розничную торговлю. Создание собственной розничной сети дает некоторые преимущества промышленным компаниям, прежде всего с точки зрения оперативной организации обратных связей с конечными покупателями. Однако в силу известного противоречия между узким производственным и широким торговым ассортиментом товаров, обеспечивающим необходимую норму рентабельности фирменным магазинам, последние не получили распространения. Например, в США их доля составляет около 2% общего объема продаж продукции обрабатывающей промышленности.

Поэтому для промышленных компаний система вертикальных объединений контрактного типа с участием торгового капитала стала основным направлением интеграции в послевоенные годы.

Процесс формирования внутриотраслевых вертикальных объединений начался на определенном этапе развития цепных компаний – когда операции по закупке товаров, управлению запасами и товароснабжением цепных магазинов перешли созданным в рамках цепных компаний оптовозакупочным предприятиям. Постепенно такие цепные компании заняли ключевые позиции в различных секторах розничной торговли и получили существенные конкурентные преимущества по сравнению с другими розничными предприятиями, не входящими в цепи.

Мощная конкуренция со стороны цепных компаний стала причиной появления двух других типов внутриотраслевых вертикальных объединений. Защитной реакцией розничных предприятий, не входящих в цепные компании, стало формирование кооперативных объединений розничных компаний. Чтобы противостоять крупным цепным компаниям, они стали имитировать их структуру и методы организации закупки товаров и товародвижения. Их отличие от цепных компаний заключается в том, что розничные предприятия объединяются на кооперативных началах в целях централизации закупки товаров и создания оптово-закупочного предприятия. Впоследствии многие из них превратились в крупные и крупнейшие рознично-оптовые объединения – особенно это характерно для Германии и некоторых других стран.

Крупные цепные компании ослабили также конкурентные позиции на рынке независимых оптовых предприятий. Они одновременно развивали два направления деятельности: во-первых, создавали собственные оптовые предприятия и отказывались от услуг независимых оптовиков, во-вторых, развивая собственную сеть розничных торговых предприятий, они вытесняли с рынка розничные предприятия, не входившие в состав сетей и являвшиеся потребителями услуг независимых оптовиков. В этих условиях многие независимые оптовые предприятия в целях выживания выступили инициаторами создания добровольных цепей – объединения одной или нескольких оптовых компаний и группы обслуживающих предприятий на основе контракта, близкого по содержанию к франчайзинговому соглашению. Основной принцип их организации заключается в обеспечении единого хозяйственного руководства при сохранении юридической и финансовой независимости участников объединения. Обеспечение единого хозяйственного руководства и выработку согласованной политики закупок товаров, управления запасами и организации продажи товаров выполняет оптовая компания или группа.

В результате эволюции форм и методов внутриотраслевой интеграции в развитых странах сложились мощные оптово-розничные объединения. В качестве примеров можно привести следующие компании: Spar (Нидерланды): 13 тыс. розничных предприятий в 33 странах, 200 тыс. сотрудников; Metro Group: 2200 торговых центров оптово-розничной торговли в 32 странах, 280 тыс. сотрудников; Walmart (США): 10130 розничных торговых предприятий в 27 странах, 2,1 млн сотрудников; Costco Wholesale Corporation (США) (сеть складов самообслуживания): 556 складов в 8 странах, 114,5 тыс. сотрудников; Carrefour (Франция): более 15 тыс. магазинов в более чем 20 странах, более 400 тыс. сотрудников.

Перечень вертикально интегрированных структур в торговле можно продолжить, общей чертой является стремление выйти на конечного потребителя или работать с розничными торговыми предприятиями, которые завершают процесс движения товаров. Вертикально интегрированные структуры, объединяющие предприятия промышленности, оптовой и розничной торговли, сложились в результате конкурентной борьбы и стали основной формой концентрации и организации товарного обращения. Однако рассмотренные в данном разделе чистые формы и типы вертикальной интеграции в экономически развитых странах встречаются редко. Многие из них превратились в многоотраслевые комплексы, организованные на основе взаимодействия как функционально зависимых, так и функционально независимых участников объединения.

Для отечественной практики чрезвычайно полезен зарубежный опыт формирования внутриотраслевых вертикальных объединений типа "опт – розница" и "розница – опт". В системе товарного обращения США сформировались и конкурируют на товарном рынке три типа таких объединений:

• цепные компании, в которых розничные торговые предприятия, предприятия, выполняющие функции закупки, транспортировки и хранения товаров, находятся во владении головного предприятия;

• кооперативные объединения розничных компаний, в которых розничные торговые предприятия объединены контрактными отношения с оптовым предприятием, созданным специально для обслуживания группы розничных предприятий;

• добровольные цени (часто в виде франчайзинговых сетей).