Эволюция философских взглядов: от натурфилософии к философии откровения

В 1800 г. Шеллинг публикует "Систему трансцендентального идеализма", где поднимает вопрос о дополнении натурфилософии трансцендентальной философией.

Предметом натурфилософии является природа как объект. Но Природа, как следует из натурфилософии Шеллинга, – одухотворена. Следовательно, познание природы состоит в познании духа, в ней объективированного. Предметом трансцендентальной философии является природа как субъект. Рассматривая природу как субъект, можно проследить стремление природы к объективизации себя через антропогенную деятельность человека, через исследование культуры как второй природы. То есть в системе трансцендентального идеализма явно просматривается тождество мышления и бытия, с одной стороны, и, с другой стороны, видна идея диалектики природы, развития природы. И Шеллинг действительно показывает, как природа, пройдя различные стадии развития, доходит до самосознания в лице человека.

Философия тождества, разработанная под влиянием идей Дж. Бруно и Б. Спинозы, явилась следующим этапом в развитии философии Шеллинга. По убеждению мыслителя, ни мышление, ни бытие не следует рассматривать в качестве первоосновы сущего. Нужно исходить из тождества духа и природы, реального и идеального, "нерасчлененности объекта и субъекта". Исходным понятием является понятие "Абсолюта", в котором неразличимы субъект и объект, бытие и мышление, идеальное и реальное. Абсолют как неразличимое тождество, объединяет в органическое целое все стороны и аспекты мироздания и постигается в акте интеллектуальной интуиции. Но введение Абсолюта как единства противоположностей породило трудности, одной из которых была проблема зла, неразрешимая в рамках философии тождества.

Шеллинг вынужден был поставить вопрос о порождении мира из Абсолюта, о причинах нарушения равновесия идеального и материального, субъективного и объективного, происхождении зла. Рождение мира из Абсолюта нельзя объяснить рационально, этот акт иррациональным проявлением воли. В Абсолюте есть как темное слепое начало – иррациональная воля, так и светлое рациональное: конфликт между ними изначален, а борьба между ними и есть жизнь Абсолюта (Бога).

В человеке также присутствуют начало сознательное и бессознательное, свобода и необходимость, добро и зло.

Предназначение человека – развивать в себе все лучшее и изгонять из себя темное, приближаясь тем самым к Абсолюту.

Философия откровения. В середине 10-х гг. XIX в. в философском мировоззрении Шеллинга произошел переворот: он отказался от рационального понимания мира в пользу иррациональных, мистических настроений, изложенных им в курсах лекций "Философия мифологии" и "Философия Откровения". Если в философии мифологии – первой составной части нового учения Шеллинга – еще присутствовали остатки рационализма, то в философии откровения они были полностью изжиты. Большой интерес представляют исследования немецкого философа по мифологии. Он отверг понимание мифа как простого вымысла и дал свое толкование его сущности как творческого начала, реализующегося в разные исторические эпохи в различных формах. Концепцию мифа Шеллинга подхватил в XX в. немецкий философ Э. Кассирер, что свидетельствует о значимости его идей. Отметим, что эти курсы были прослушаны основоположником экзистенциальной философии датским мыслителем С. Кьеркегором, русским анархистом М. Бакуниным и одним из основоположников марксистской философии Ф. Энгельсом.